29 июля 2019 Важно
880

Пензенцы пересели с маршруток на троллейбусы. Итоги повышения стоимости проезда

Изменение цены билета вынуждает горожан искать альтернативный способ передвижения.


Фото: ПензаСМИ.

Отказ компаний-перевозчиков «Меркурий» и «Меркурий-авто-6» от повышения стоимости проезда, которое компании планировали осуществить 29 июля и 5 августа, а также солидарность с ними ряда предпринимателей стали для пензенцев приятной неожиданностью. Непонятно, готовят ли компании новое уведомление или и вовсе отказались от своей идеи. И что тогда делать с теми, кто преимуществами нерегулируемых тарифов все-таки воспользовался, - их пример, как выясняется, пока не заразителен, но и одобрения у горожан не вызывает. Ситуация остается напряженной, несмотря на официальное заявление управления транспорта и связи о законном основании действий перевозчиков. Люди ждут официальных комментариев, например, главы администрации, который в разгар событий ушел в отпуск. У некоторых пензенцев все равно не остается возможности ездить по старым ценам, поскольку у повысивших проезд группы компаний «Дилижанс», «Автокомбината» и одного предпринимателя маршрутов, в том числе популярных, все равно больше.

Надежда на то, что повышение проезда – ошибка и недоразумение, которое скоро будет исправлено, кажется, умерла окончательно. И пока четких ответов надзорных органов и властей города нет, пензенцы ищут выход их сложившейся ситуации.

Выбор у горожан невелик, но принципиален. Выяснилось, что многие отказались от маршрутных такси в пользу более дешевых видов транспорта – автобусов, а те, кто раньше ездил на последних, пересели на троллейбусы. 20 рублей на электрическом, хоть и не самом скоростном транспорте, - отличная причина стать борцом за экологию и свой кошелек. «Текучка» пассажиров заметна: в маршрутках стало меньше народу даже в час пик. Пензенцы признаются, что иногда ради экономии вынуждены больше ходить пешком, в том числе до нужных остановок общественного транспорта. Некоторым сохранить заветные два-три рубля удается только утром, поскольку после работы допоздна удается доехать только на «стойких» маршрутках.

Кстати, о работе в вечерние часы. Объявления о разделении стоимости в зависимости от времени, в которое пассажир зашел в транспорт, исчезли. Напомним, на маршрутках днем планировалось брать с людей по 27 рублей, а вечером – до 32. Была ли причина отказа от такой идеи в том, что горожане и так жалуются на невозможность уехать даже из центра города уже после 21 часа, неизвестно. Но факт остается фактом – в этом плане компании-перевозчики пошли на послабления.

Четкого понимания того, почему все-таки проезд повысили и сделали это именно сейчас, все-таки нет. Влияния дорогого топлива люди без собственного автомобиля не чувствуют, а обещанных модификаций в транспорте не видят. Речь идет о терминалах, с помощью которых утром больше не придется судорожно искать мелочь или виновато протягивать кондуктору крупную купюру, а удастся расплатиться банковской картой. Правда, в той самой таблице разделения цен на «утренние» и «вечерние» указывалось также на «неравенство» тех, кто отдает банкноты и монеты, и тех, кто выбирает безналичный способ. С карты снимали бы больше, причем тут обоснованность тоже непонятна, ведь в ряде регионов, где аппараты уже есть, например, в Нижнем Новгороде, с картой ехать выгоднее. Пенза - вообще единственный город в ПФО, где в транспорте нет этой техники.

Где те самые аппараты, о непосильных тратах на которые жаловались перевозчики, неясно. Видимо, правдиво было предположение о том, что после повышения стоимости проезда собирать средства на них будут «в режиме реального времени» прямо с пассажиров.

Сделать разные ценники все-таки удалось: они введены на двух маршрутах, следующих до Города Спутника. В маршрутке №149 нужно отдать 25 рублей за поездку только по Пензе и 27 рублей, если выезжаешь из Спутника или въезжаешь в него. На автобусе №130 система еще своеобразнее. По Пензе он возит за 23 рубля, до Спутника и из него катает за 25, а билет стоимостью два (!) рубля выдается тем, кто сел на остановке в Спутнике и вышел в его же черте. Нововведение можно считать логичным, если не брать в расчет, что кто-то проедет из Пензы до Спутника одну остановку за 25 рублей, а кто-то проследует от Арбековской заставы до Гидростроя за 23. Люди уже возмущаются, но исправно платят. Отметим, что в других регионах тоже есть похожее деление. Но обычно оно выражается в форме билетов, действующих определенное количество минут/часов/дней или количество остановок.

Введение формы для кондукторов и водителей пока тоже не стало реальностью. Шоферы сами противятся их «переодеванию» в рубашки и брюки, ссылаясь на тяжелые условия труда – жару и духоту. Однако с погодными условиями приходится бороться и представителям других профессий, не спорящих с дресс-кодом.

Вызывает вопросы и система отслеживания транспорта. Пассажиры на остановках неоднократно замечали, как автобус, в основном малой вместимости, доезжает до конечной и исчезает, а потом едет обратно, но в системе уже не отображается. Вероятнее всего, так водители прячутся от конкурентов, но страдают от этого те, кому принципиально отследить движение транспорта. Не всегда и сам ресурс работает исправно: порой на карте остаются только троллейбусы.

Не менее актуальна и тема обновления подвижного состава. Ранее сообщалось о закупке ста новых автобусов, и необходимость в них чувствуется все сильнее. Пока в старом транспорте дышат пылью и латают сиденья бумагой и скотчем.

Еще один важный момент, который беспокоит пассажиров, - соблюдение водителями правил дорожного движения. Грешат этим и те, кто управляет маршрутками, и шоферы автобусов более серьезных габаритов. Они устраивают гонки, игнорируют разметку и сигналы светофоров, ленятся включать поворотники, высаживают людей в неположенном месте и даже участвуют в смертельных дорожно-транспортных происшествиях. Некоторые водители забывают о правилах не только дорожного движения, но и хорошего тона, грубо общаясь с пассажирами. Бывают случаи и равнодушия шоферов к тому, что происходит в салоне, когда они везут пьяных людей или дебоширов, подвергая опасности других пассажиров.

Как видно, проблем и вопросов после повышения проезда не убавилось. Чтобы понять, в чем сами горожане видят причину случившегося и как реагируют на это, редакция РИА «ПензаСМИ» запускала опрос с четырьмя ответами на вопрос «Как вы воспринимаете подорожание проезда в Пензе?». Большинство респондентов выбирали варианты «Это удар по карману» или «Это упущение городских властей». За эти ответы проголосовали 41 и 40% отвечавших соответственно. В абсолютном меньшинстве остались те, кто согласился понять перевозчиков - 10% респондентов, или заявил, что вовсе не ездит на общественном транспорте - 6%.