19 сентября 2019 Мнения
5192

Светлана Орешкина: «По расписанию театром не занимаются»

Руководитель детского театра – о призвании и таланте, терпении и самоотдаче, игре и работе.


Фото: из личного архива Светланы Орешкиной.

Одним из участников фестиваля «Театральные экзерсисы», который состоялся в Пензе на прошлой неделе, был Театр Светланы Орешкиной «УТРО» Детской музыкальной школы имени В. П. Чеха. Этот коллектив, составленный из юных актеров, показал на открытой сцене сорокаминутный мюзикл по мотивам бессмертного романа Марка Твена о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна и привлек немалое внимание зрителей.

- По окончании спектакля многие люди подходили, восхищались тем, как ребята поют и танцуют, спрашивали, как их детям можно попасть в наш театр, интересовались, как мы проводим кастинги, жесткий ли у нас отбор.… А у нас нет отбора. Я давно отказалась от мысли, что могу с первого или со второго взгляда определить, насколько талантлив ребенок. Потому что были случаи, когда сначала ахаешь и восторгаешься, а затем проходит время, и на первый план выходит не фактор одаренности, а умение работать в коллективе, где помимо актерского мастерства, сценической речи и сценического движения, пластики и хореографии получают еще музыкальный инструмент по выбору, а также сольфеджио. И да – у меня высокие требования, которые я не могу снизить. Поэтому попасть к нам легко, но трудно удержаться, - рассказывает Светлана Орешкина.

Те, кто видели спектакли этого театра, скорее всего, не раз задавались вопросом – как его воспитанники справляются с темами, которые явно выходят за пределы чисто детской тематики, да и стилистики? В числе недавних работ – «Корова» по рассказу Андрея Платонова, «Оскар и Розовая Дама» по мотивам пьесы Эрика-Эмманюля Шмитта и моноспектакль по поэме Анны Ахматовой «Реквием». А главное – как удается Светлане Орешкиной добиваться от своих подопечных столько высокого эмоционального накала в сочетании с грамотной работой на сцене.

- Мой принцип давно известен и не мною придуман: тяжело в учении, легко в бою. Если я их буду жалеть на репетициях, делать поблажки, идти навстречу, то на выступлении они провалятся. А для детской психики это удар очень сильный. Поэтому во время репетиций идет очень жесткая работа, зато потом, выходя на сцену, они будут четко знать, что и как делать – даже если случится какая-то накладка, - объясняет Орешкина.

Выступление театра «УТРО» на упомянутом фестивале, который в минувшую субботу расцветил центр Пензы яркими красками, к слову сказать, не обошлось без маленького происшествия. Музыкальный спектакль идет под аккомпанемент «минусовой» фонограммы, и в одном из ключевых моментов нужный звуковой файл не зазвучал…. Ксения Кафтулина, которой как раз в этот день исполнилось тринадцать, не растерялась и запела без сопровождения, не дав разрушиться ткани мюзикла. За это время совместными усилиями удалось найти способ выйти из ситуации с наименьшими потерями.

- Как обычно бывает: к вам детей приводят, или они приходят сами?

- Разумеется, чаще приводят родители. Причины разные: если раньше при этом сетовали на то, что дети слишком зажатые и стеснительные, то сейчас чаще речь о неуправляемости или чрезмерной погруженности в виртуальный мир. Возможно, желание увидеть своего ребенка на сцене – это попытка воплотить в жизнь что-то сокровенное, но в свое время не реализованное. Часто бывает так: «Ой, ее нужно к вам! Ой, она такая артистка дома!!! Она перед зеркалом кого хочешь покажет! Сейчас и вам продемонстрирует! Ну, давай, дочка, давай!»

- А дочка вдруг слова вымолвить не может?

- Вот именно! Потому что - да, казалось бы, все дети любят играть. В том числе играть в кого-то, изображать кого-то. Но природа этой детской игры - наедине с собой, за закрытой дверью - совсем иная, чем природа игры перед публикой. Первое естественно, второе, по большому счету, противоестественно. Все-таки человек чаще стремится к покою и равновесию, а не к стрессовым ситуациям. Он старается избегать конфликтов, тогда как театр – это как раз конфликт, борьба, столкновение, коллизия. И при этом кропотливая работа.

В названии театра Орешкиной слово «учебный» стоит на первом месте, и это не выглядит случайным. Учеба – это всегда труд, который требует и вдумчивости, и добросовестности и, разумеется, терпения. Последнее из названных обстоятельств быстро выходит на передний план для новичков, и тогда возникает полезный контраст между ожидаемым и реальным.

- Наверное, едва ли не половина девочек тайно или явно мечтает быть «артистками» - потому что по телевизору показывают, красиво все, наряды опять же. Многие из них с такой установкой и приходят. А начинаем мы не с нарядов, а с тренингов. Пробуем простые, на, казалось бы, вещи – учимся внимательности, умению видеть и слышать партнера, тренируем пластику и воображение.… И все это в применении к сцене, где все происходит совершенно иначе. И тут-то становится ясно, что получается не все, что потом - после того, как получится, последует усложнение – и опять все заново, и до нарядов и аплодисментов еще очень далеко.

- Многие из ваших воспитанников решили стать профессиональными актерами. Вы ставите перед собой цель привести детей в эту сферу на всю жизнь?

- Никоим образом. Хотя если вижу, что к старшим классам у кого-то из них созрело настоящее, настоятельное желание быть актером - вот тут уже берусь по-настоящему. Поблажек не делаю, пилюлю не золочу, и больше рассказываю не о прелестях этой действительно замечательной профессии, а о том, сколько в ней таится трудностей. Многие ребята, которые пошли по этому пути, меня потом за это благодарили. Но вообще от актерской стези чаще отговариваю. У меня, слава богу, сын – профессиональный актер.

- Даже если ребенок явно талантлив?

- Конечно. Потому что талант здесь - это не единственное, что важно. Потому что это 24 часа в сутки, потому что это особое состояние, особое отношение и ощущение. В том числе на нашей начальной стадии, где пока еще не идет речи о профессии. Родители, которые приводят детей, часто говорят что-то вроде: нам звезды с неба не нужны, пусть просто для себя позанимается. Но для себя театром не занимаются! У нас, образно говоря, командный вид спорта: мы все друг от друга зависим.

Орешкина остается сторонником того, что театральный коллектив, в том числе детский, должен быть семьей – и, по ее словам если ребенок в эту семью вливается, то родителей могут и удивить некоторые обстоятельства: вдруг выясняется, что репетиция в субботу важнее домашнего торжества или поездки на природу. Так коллективное оказывается выше личного, и здесь особенно важно сохранить тонкую грань, которая и позволяет добиться нужного результата.

- Театр прекрасен тем, что это сообщество индивидуальностей. И моя задача – его сохранить. Кто-то стройный и гибкий, а кто-то пухленький и косолапит – пожалуйста. С каждым буду делиться законами сцены, буду учить тому, как жить на ней и выглядеть при этом так, как будто все дается тебе легко и просто. Хотя самую главную задачу вижу в том, чтобы привить детям вкус, научить отличать настоящее от поддельного, видеть и слышать классическое искусство не так, как его обычно преподносят в школе, когда оно ничего, кроме зевоты и уныния не вызывает. Потому что классика – это всегда основа для всего остального.

- Вы занимаетесь с детьми уже много лет. Что-то в них меняется?

- Да. Нынешние - другие. Их трудно чем-то удивить, потому что любая информация им доступна без особых усилий уже через минуту просто с помощью смартфона. Иногда начинает казаться, что это мне пятнадцать, а им по пятьдесят. Да, они бывают загружены своими разнообразными занятиями с утра и до ночи семь дней в неделю, но ловлю себя на мысли, что общество потребления диктует многим из них отношение, как на занятии у репетитора: вот я пришел, и сейчас из меня будут делать артиста. С этим тоже приходится бороться. Они на меня иногда обижаются. Я на них тоже, кстати, хотя и понимаю, что нельзя. Но что поделать, если мы и правда, как семья?

- Какой главный совет вы дали бы родителям, ребенок которых стал заниматься театральным искусством?

- Наберитесь терпения и не ждите мгновенного результата. Но самое главное: не переставайте интересоваться у своих детей, чем они занимаются. Потому что вот эта мотивация «Посмотри на меня, мама» сохраняется даже у взрослых актеров.

Автор текста: Дмитрий ИНЮШКИН