19 декабря 2024 Мнения
109

Людмила Хурнова: «Не все студенты идут в науку. И это нормально»

Завкафедрой ПГУАС рассказала о состоянии студенческой науки в вузе.


Фото: ПензаСМИ.

В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства прошла международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Моисеевские чтения». Она собрала более ста участников из России, Беларуси, Киргизии. Пензенское сообщество молодых ученых было представлено студентами и преподавателями ПГУАС и ПГУ.

Об основных целях и задачах «Моисеевских чтений» мы поговорили с соорганизатором конференции, заведующей кафедрой «Инженерная экология» ПГУАС Людмилой Хурновой.

– Людмила Михайловна, какова главная цель сегодняшнего мероприятия?

– Цель проведения подобных конференций - развитие студенческой науки, это самый важный аспект. Молодые люди ставят эксперименты, работают с большим количеством профессиональной литературы, взаимодействуют с учеными и практиками. В ходе этого вырабатывается умение грамотно анализировать материал, формировать логические цепочки, делать выводы и рассчитывать последствия.

Отдельно добавлю, что серьезной подготовки требует и само выступление с докладом. Ведь, чтобы тебя слушали, нужно владеть хотя бы азами ораторского искусства.

Чем раньше студенты начинают вовлекаться в научную деятельность, тем лучше это сказывается на их учебном потенциале, на успеваемости и на росте человека как личности. Занимаясь наукой, молодые люди лучше ориентируются в профессии, к ним приходит понимание, зачем они здесь. Я бы сказала, что подобные конференции помогают раскрыть глаза на глубину профессии, которую выбрал студент.

– Как вы в целом оцениваете состояние студенческой науки в вузе?

– В последние несколько лет заметно увеличилось количество научных работ, подготовленных студентами. Сами работы стали более «живыми», если можно так выразиться. Видно, что их создают действительно увлекающиеся и замотивированные молодые люди. Я вижу потенциал.

Конечно, не все студенты идут в науку. Кому-то больше нравятся КВН, волонтерское движение или строительный отряд. Это совершенно нормально.

В развитии студенческой науки очень важным моментом является мотивация преподавателей. На них и так довольно большая нагрузка, а тут еще надо сопровождать научную работу студента. Надо с ним сидеть, разбирать литературу. Либо понять предпочтения студента, либо суметь навязать ему такую тему, чтобы тот заинтересовался, втянулся…

Если руководство вуза мотивирует преподавателей к тому, чтобы они активнее занимались со студентами, наука развивается. Если нет, то нет.

– Без науки не будет и конкурентоспособного производства…

– Конечно. Студентам, кстати, очень нравиться посещать с экскурсиями наши крупные промышленные предприятия. Они смотрят на все и восхищаются. Я сама иногда поражаюсь глубине человеческой мысли, глядя на современное оснащение производства. Ведь это человек все придумал, сгенерировал. Это неподвластно никакому искусственному интеллекту.

Очень хочется, чтобы часть ребят «загорелась» профессией после посещения наших предприятий.

– Вернемся к научным работам студентов. Ждать ли практического применения? Или же это наука ради науки?

– Все представленные на конференции «Моисеевские чтения» работы имеют определенную привязку. Они направлены на повышение экологической эффективности предприятий, на безопасность. В каждой работе есть практические, прикладные моменты. Которые можно развить, а далее – внедрять в производственный процесс.

Приведу простой пример. Сегодня после доклада одной из студенток секции «Медико-биологические и санитарно-гигиенические основы безопасности человека» мы обнаружили небольшую проблемку в своем вузе.

Когда девочка рассказала о том, как своевременно и правильно оказать первую помощь при травмировании на производстве, у аудитории возник вопрос: где взять бинты, жгуты и все такое. Оказалось, что не все в университете знают о местах размещения аптечек первой помощи. Кафедра «Инженерная экология» приняла решение о более широком информировании студентов, в частности, на занятиях по безопасности жизнедеятельности, о том, что на каждой кафедре имеются аптечки первой помощи.

Мы не замахиваемся на фундаментальную науку. Но большинство научных работ студентов могут иметь продолжение в практической плоскости.