Людмила Хурнова: «Не все студенты идут в науку. И это нормально»
Завкафедрой ПГУАС рассказала о состоянии студенческой науки в вузе.
Фото: ПензаСМИ.
В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства прошла международная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Моисеевские чтения». Она собрала более ста участников из России, Беларуси, Киргизии. Пензенское сообщество молодых ученых было представлено студентами и преподавателями ПГУАС и ПГУ.
Об основных целях и задачах «Моисеевских чтений» мы поговорили с соорганизатором конференции, заведующей кафедрой «Инженерная экология» ПГУАС Людмилой Хурновой.
– Людмила Михайловна, какова главная цель сегодняшнего мероприятия?
– Цель проведения подобных конференций - развитие студенческой науки, это самый важный аспект. Молодые люди ставят эксперименты, работают с большим количеством профессиональной литературы, взаимодействуют с учеными и практиками. В ходе этого вырабатывается умение грамотно анализировать материал, формировать логические цепочки, делать выводы и рассчитывать последствия.
Отдельно добавлю, что серьезной подготовки требует и само выступление с докладом. Ведь, чтобы тебя слушали, нужно владеть хотя бы азами ораторского искусства.
_900.jpg)
Чем раньше студенты начинают вовлекаться в научную деятельность, тем лучше это сказывается на их учебном потенциале, на успеваемости и на росте человека как личности. Занимаясь наукой, молодые люди лучше ориентируются в профессии, к ним приходит понимание, зачем они здесь. Я бы сказала, что подобные конференции помогают раскрыть глаза на глубину профессии, которую выбрал студент.
– Как вы в целом оцениваете состояние студенческой науки в вузе?
– В последние несколько лет заметно увеличилось количество научных работ, подготовленных студентами. Сами работы стали более «живыми», если можно так выразиться. Видно, что их создают действительно увлекающиеся и замотивированные молодые люди. Я вижу потенциал.
Конечно, не все студенты идут в науку. Кому-то больше нравятся КВН, волонтерское движение или строительный отряд. Это совершенно нормально.
_900.jpg)
В развитии студенческой науки очень важным моментом является мотивация преподавателей. На них и так довольно большая нагрузка, а тут еще надо сопровождать научную работу студента. Надо с ним сидеть, разбирать литературу. Либо понять предпочтения студента, либо суметь навязать ему такую тему, чтобы тот заинтересовался, втянулся…
Если руководство вуза мотивирует преподавателей к тому, чтобы они активнее занимались со студентами, наука развивается. Если нет, то нет.
– Без науки не будет и конкурентоспособного производства…
– Конечно. Студентам, кстати, очень нравиться посещать с экскурсиями наши крупные промышленные предприятия. Они смотрят на все и восхищаются. Я сама иногда поражаюсь глубине человеческой мысли, глядя на современное оснащение производства. Ведь это человек все придумал, сгенерировал. Это неподвластно никакому искусственному интеллекту.
_900.jpg)
Очень хочется, чтобы часть ребят «загорелась» профессией после посещения наших предприятий.
– Вернемся к научным работам студентов. Ждать ли практического применения? Или же это наука ради науки?
– Все представленные на конференции «Моисеевские чтения» работы имеют определенную привязку. Они направлены на повышение экологической эффективности предприятий, на безопасность. В каждой работе есть практические, прикладные моменты. Которые можно развить, а далее – внедрять в производственный процесс.
Приведу простой пример. Сегодня после доклада одной из студенток секции «Медико-биологические и санитарно-гигиенические основы безопасности человека» мы обнаружили небольшую проблемку в своем вузе.
Когда девочка рассказала о том, как своевременно и правильно оказать первую помощь при травмировании на производстве, у аудитории возник вопрос: где взять бинты, жгуты и все такое. Оказалось, что не все в университете знают о местах размещения аптечек первой помощи. Кафедра «Инженерная экология» приняла решение о более широком информировании студентов, в частности, на занятиях по безопасности жизнедеятельности, о том, что на каждой кафедре имеются аптечки первой помощи.
Мы не замахиваемся на фундаментальную науку. Но большинство научных работ студентов могут иметь продолжение в практической плоскости.