13 марта 2019 Культура
1769

«12 +++». В Пензе детский театр Светланы Орешкиной показал взрослый спектакль

Зрителям был предложен вариант прочтения знаменитого произведения Эрика-Эмманюля Шмитта.


Фото: ПензаСМИ.

Название «Оскар и Розовая Дама» хорошо знакомо пензенцам благодаря моноспектаклю областного драматического театра, который играет Галина Репная (тот же путь был избран и в театре Ленсовета, где единственную роль исполнила Алиса Фрейндлих). Однако трогательный роман французского писателя оставляет достаточно свободы для того, чтобы пробовать разные формы его воплощения на сцене, и Светлана Орешкина, художественный руководитель Учебного театра «УТРО», не могла не воспользоваться случаем. Тем более что уже неоднократно подступалась к этому материалу, а когда осенью узнала, что одна из ее подопечных, Ксения Кафтулина, летом в числе прочих книг прочла как раз эту, то поняла: пора.

В итоге Ксюше, чья старшая сестра Полина недавно блеснула в спектакле «Корова» по рассказу Андрея Платонова, досталась ключевая роль Оскара – мальчика, больного раком. Он доживает последние дни в больнице и сочиняет письма Богу по совету своей сиделки, Розовой Дамы, которую сыграла Екатерина Желтова. Обеим юным актрисам по двенадцать, и в это верится с трудом: Катя на сцене выглядит старше своих лет, Ксения - моложе, причем еще и идеально вписывается в образ десятилетнего мальчишки.

Но главное – тема, с которой довелось столкнуться двум совсем юным школьницам. Неизлечимая болезнь, неизбежно трагический исход, неумолимая краткость бытия – все это трудно и для взрослого человека, обладающего принципиально иным опытом потерь и обретений. Впрочем, может быть, именно отсутствие этого груза и позволяет погрузиться в роль, как в чарующую игру, которая захватывает целиком и полностью? У Ксении Кафтулиной именно так и происходит: босоногая девчушка в пижаме проживает каждую секунду на сцене до отказа, ни на мгновение не выключаясь из действия и на редкость точно отрабатывая каждое слово и каждое движение, наполняя их одинаково искренней радостью и такой же печалью.

Текст, кстати, Светланой Орешкиной был сокращен и переработан весьма основательно. Как она сама говорит, большей частью по наитию. В итоге получился примерно час действия, настолько насыщенный эмоциями, накал которых по всем канонам нарастает по мере приближения к финалу, что большей продолжительности попросту не требуется: к кульминационному моменту у зрителей и так уже перехватывает дыхание.

Пожалуй, сыгранный детьми спектакль о смертельно больном ребенке, который находит свой путь к свету и покою, получился скорее взрослым. Юных зрителей при всей пронзительности текста и минимализме оформления поневоле могут отвлечь чисто внешние детали происходящего или отдельные реплики, которые не столь важны для старшего поколения.

На афише, к слову сказать, указана возрастная рекомендация, и значок «12+» поневоле хочется трактовать дополнительно, поставив еще несколько плюсов. Как свидетельство того, на что способны актеры в театре Светланы Орешкиной. Даже если им всего двенадцать.

Автор текста Дмитрий ИНЮШКИН.