Взять очень непростой материал и превратить его в сценическое действо на ограниченном пространстве при осознанно скупом наборе выразительных средств - это творческая задача из разряда тех, которые Светлане Орешкиной не только по плечу, но и особенно дороги. То, как она добивается выполнения этой задачи от своих юных подопечных, остается тайной, однако результат налицо. Очередным подтверждением неиссякаемого потенциала театра «Утро» стал спектакль «Корова», показанный в рамках межрегионального фестиваля «Чудное мгновенье».

Работать с любым текстом Платонова всегда непросто: это иероглиф, внешние очертания которого не совпадают с внутренним содержанием; простота обманчива, сложность - тем более; и особенно тяжело облекать в зрительные образы эту плотную прозу, каждое второе предложение в которой хочется перечитать не раз и не два. Инсценировка такой возможности не оставляет: изреченное слово не воробей, а потому точность расставленных ударений и акцентов обретает особое значение.

Рассказ «Корова» из числа тех произведений Платонова, которые несут в себе огромного объема эмоциональный заряд, скрытый за внешне скупой формой кажущегося бесхитростным повествования. И минималистский - иначе быть не могло - спектакль, созданный Светланой Орешкиной, с первых минут создает очень высокий накал чувства, удерживая его до последних мгновений.

Разумеется, оригинальный текст для сценического воплощения был существенно сокращен: осталась только ключевая линия Корова - Мальчик, чуть-чуть оживленная появлением Отца в исполнении актера областного драматического театра Никиты Кузина. При этом никуда не делась свойственная Платонову пронзительность в изображении щемяще бедной жизни, где горе и радость неизбежно похожи своей безыскусностью и безысходностью, как слова «сочинения из своей жизни», которое задают написать герою в школе.

При этом главные роли играют две четырнадцатилетние девочки - Татьяна Валова (Вася Рубцов) и Полина Кафтулина (Корова). И если первая сразу поражает удивительной открытостью каждой реплики и неподдельным сиянием глаз, то второй, лишенной возможности произнести хоть слово, остается лишь постепенно наращивать внутреннее напряжение - что, собственно, и происходит; и немые слезы стоят в глазах. Вместе, речью и молчанием, этот удивительный дуэт создает поле такого накала, которое поневоле заставляет забыть, что перед нами совсем юные актрисы – а для Полины, заметим, это был еще и дебют.

Неудивительно, что члены жюри фестиваля после окончания спектакля принялись обнимать обеих. Впрочем, такое желание в этот вечер наверняка было у большинства из тех, кто присутствовал в маленьком зале - а свободных мест на этом показе не осталось.

Уже в субботу театру Светланы Орешкиной предстоит показать свою работу в Ульяновске, на IX Всероссийском народном театральном фестивале «Александровский сад».

Автор текста Дмитрий ИНЮШКИН.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен