Стекольная династия Фокиных: «Сарафанное радио побеждает»
Как заработать художнику? Александр и Таисия Фокины рассказали о способах продвижения и реализации предметов искусства.
Фото: ПензаСМИ, из личного архива А. Фокина.
Александр Фокин, пожалуй, – один из самых известных современных никольских мастеров художественного стеклоделия. Во многом именно благодаря ему город Никольск Пензенской области остается одним из центров российского стекла и хрусталя, а также обладателем бренда «Никольск – хрустальное сердце России». Здесь проходят международные симпозиумы, на которые приезжают творцы и искусствоведы из самых разных уголков планеты.
Сегодня заслуженный художник России, почетный гражданин города Никольска Александр Фокин и его дочь Таисия – гости РИА «ПензаСМИ». Несколько лет назад Фокины организовали семейную студию стекла, в которой создают авторские предметы искусства. Впрочем, этим дело не ограничивается. Мастера работают над интерьерными объектами и ландшафтными скульптурами, занимаются реставрацией, изготавливают бизнес-сувениры и даже посуду для ресторанов. В общем, из стекла и хрусталя могут сделать практически все, что угодно.
– Выражение «Художник должен быть голодным» сейчас, как мне кажется, утратило свою актуальность. У вас – своя студия, бизнес. И для того, чтобы творить, нужно зарабатывать, реализовывать свою продукцию. Какие площадки для этого используете? Скажем так – как сейчас художнику продать свою авторскую работу?
– Если говорить об авторском стекле, то основной площадкой для реализации таких работ остаются галереи с их выставками, на которые приезжают заинтересованные люди – коллекционеры, – рассказывает Таисия Фокина. – Как правило, в галереи не ходят случайные посетители. Туда идут, чтобы подобрать что-то для себя.
Конкретный пример – 11 декабря в Москве в одной из галерей открылась выставка «Степени прозрачности». Галерея сама провела масштабную рекламную кампанию. Например, публикации о предстоящей выставке были размещены в специализированных журналах, которые распространяются среди пассажиров авиакомпаний. То есть нам уже не надо вкладываться в маркетинг и обзванивать знакомых коллекционеров, уговаривая их посетить выставку. Они и так там все будут.
– На выставке «Степени прозрачности» будет представлено несколько наших авторских работ, – говорит Александр Иванович. – Если быть точным – три моих работы и две работы Таисии. Галерея продает предметы искусства. Туда с улицы не зайдешь. Она сама рассылает приглашения на выставку нужным людям – в данном случае тем, кто интересуется стеклом.
– Потом никто еще не отменял такой способ раскрутки как «сарафанное радио», – продолжает Таисия. – Допустим, коллекционер приобрел нашу работу, показал ее знакомым, рассказал. Те заинтересовались и вышли на нас. Плюс – мы ведем странички студии в социальных сетях. Но я сама этим занимаюсь. У нас нет менеджеров и маркетологов. Потому что это небольшое семейное предприятие. Иногда удается что-то реализовать и через соцсети – люди смотрят, обращаются.
– Какой процент от общего количества работ вы делаете на заказ?
– Чаще всего заказ – это сувенирная продукция, которая выпускается к какому-то корпоративному событию или празднику, – говорит Александр Фокин. – Нельзя сказать, что нас часто балуют такими заказами, но эти работы тоже являются авторскими, хоть и изготавливаются не штучно, а целой партией.
– Кроме того, заказывают интерьерные вещи в единичных экземплярах, – добавляет Таисия Фокина. – Я бы сказала так: около 70 процентов работ мы делаем по заказам, около 30 процентов –придумываем сами, как захотели.
– Но те, что придумываем сами, продаются небыстро, – отмечает Александр. – Проходят месяцы, а иногда и годы, прежде чем работа найдет своего покупателя. С заказами – по-другому. Там оговариваются определенные сроки, к которым ты должен сдать работу.
– Что касается корпоративных сувениров и подарков, то их стоимость для покупателя обычно бывает дешевле, потому что это уже серийное производство, – говорит Таисия. – И, как правило, это небольшие, компактные вещи.
– Планируете выйти на маркетплейсы?
– Маркетплейсы - это не совсем наша история, – отмечает Таисия Фокина. – У нас хрупкие изделия, и есть много вопросов к упаковке и транспортировке. Плюс – это все-таки не ширпотреб, а авторские изделия, чаще всего – штучный товар. Наши цены для торговли на маркетплейсе – не самые гуманные, так скажем. Поэтому наш удел – тематические выставки-продажи в галереях. Хотя о маркетплейсах мы все же периодически задумываемся. Часть изделий – сувенирного плана – можно запустить к продаже и там.
– Галереи – это всегда большие города?
– К сожалению, Пенза не входит в число регионов, где люди покупают авторские вещи, – говорит Александр. – У нас покупают дорогие машины, недвижимость и ездят отдыхать на крутые заграничные курорты. Конечно, в Пензе тоже есть коллекционеры, но их единицы. И они едут искать новый предмет для своей коллекции в другие города. Поэтому мы выставляемся в крупных культурных центрах. В России это столицы – Москва и Санкт-Петербург.
– Кроме того, есть статусные выставки, в которых нам также надо принимать участие, чтобы нас не забывали, – продолжает Таисия. – Мы не ждем заработка от таких мероприятий. Это элемент престижа.
– Ну и, как правильно подметила моя дочь, первое место в рейтинге каналов продвижения наших изделий продолжает удерживать «сарафанное радио», – улыбается Александр. – Звонят знакомые знакомых, где-то видели наши работы, слышали… А можете и нам сделать такое?
По словам Фокиных, в полную меру реализовать все свои замыслы не получается из-за отсутствия собственного производства. С каждой работой приходится обращаться на разные фабрики. Где-то нет определенного сырья, где-то нет нужного отжига, не устраивает качество стекла и так далее. Если бы все пожелания художников сосредоточить в одном месте, на собственном производстве, дело бы пошло совсем другими темпами.