Финансовый аналитик Николай Леоненков: «Инвесторы выбирают проекты сердцем»
Бизнес адаптируется к новой реальности.
Фото: ПензаСМИ.
Из-за роста ключевой ставки бизнесу приходится не только менять планы на ближайшие месяцы, но и готовить стратегию адаптации к новым реалиям. Журналист РИА «ПензаСМИ» поговорил с финансовым аналитиком одной из российских инвестиционных компаний Николаем Леоненковым о том, как бизнес реагирует на происходящее: отказывается ли от займов и какие новые инструменты появились для привлечения инвестиций.
РЫНОК ЦИКЛИЧЕН
– Николай Александрович, многие компании настроены пессимистично, ведь удорожание кредитов из-за роста ключевой ставки тормозит инвестиционные проекты. Что вы по этому поводу думаете?
– Несмотря на непростую ситуацию, многие предприниматели продолжают наращивать долю рынка. Да, ещё год назад можно было спокойно привлекать инвестиции на фондовом рынке за небольшие деньги. Сейчас «окно» для этого, действительно, чуть прикрылось. Объемы привлечения средств упали. И это объяснимо. У инвесторов есть опасения: не слишком ли высокие ставки, будет ли дефолтность, какая она будет? История фондового рынка показывает, что подобные ситуации уже были. И все рано или поздно заканчивается. Я бываю на разных предприятиях, и могу сказать, что у каждого своя стратегия жизни и развития в нынешней ситуации. Одни продолжают привлекать деньги даже по высоким ставкам, потому что для них это приемлемо. Например, все мы знаем, что стройматериалы растут в цене. Ключевая ставка в настоящее время составляет 21% годовых, а цена на кирпич может вырасти в три раза в течение месяца. Это несопоставимые вещи. Другие же бизнесмены идут по пути оптимизации расходов. Они аккумулируют ликвидность, чтобы за счёт собственных средств продолжать развивать производство.
– Какая стратегия правильнее?
– Всё зависит от капитала, продукта и собственника. Мы с коллегами побывали на пяти разных предприятиях Пензы, и увидели, что у каждого – своя стратегия. Одни гасят кредиты, аккумулируют средства, но в голове держат планы развития. Другие продолжают вкладывать в развитие новых производственных площадок, потому что их финансы позволяют это.
– Многих эксперты говорят, что тяжёлые времена – это всегда период для развития.
– Совершенно верно. В период стабильности все работают одинаково, никто не пускает конкурентов на свою «поляну». Посмотрите, что происходит сейчас: мы видим много сделок по слиянию и поглощению. Предприятия покрепче покупают тех, кто послабее. Консолидация рынка – это тоже полезная история.
– Вы высказали мнение, что рано или поздно ситуация изменится. Есть более конкретные сроки?
– Думаю, что до конца следующего года произойдет стабилизация, при условии, что не ухудшатся внешние политические и экономические события.
– Как часто региональный бизнес выходит с облигациями на фондовый рынок?
– Многие знают об этой возможности, но, к сожалению, немногие ею пользуются. Об этом говорит статистика. В 2023 году порядка 60 компаний-дебютантов вышло на рынок. В 2024 году – около 40. Тогда как всего порядка 200 тысяч компаний малого и среднего бизнеса по финансовым параметрам вообще могут выйти на рынок. Люди знают, что фондовый рынок существует, но не верят в него, потому что считают, что он для крупных государственных и частных холдингов. Но это уже в прошлом, потому что инвесторы пришли с новой стратегией. Они готовы финансировать и небольшие предприятия.
ИНВЕСТИРОВАТЬ СЕРДЦЕМ
– На ваш взгляд, какие сферы промышленности сейчас больше других открыты для инвестиций?
– Все. Разница лишь в том, что кому-то для развития нужен миллиард, а кому-то достаточно 50 миллионов. Не так давно мы выпустили на фондовом рынке облигации пензенской компании с выручкой 300 миллионов. Привлекли 60 миллионов рублей. Одни скажут, что это немного. Но для этого предприятия это очень хороший задел на будущее. Теперь собственник понимает свои возможности и знает, в какую сторону развиваться.
– Сложно ли сейчас выйти на фондовый рынок?
– С точки зрения прохождения формальных процедур – нет, несложно. А вот разместить выпуск сложно. К сожалению, у инвесторов сейчас много страхов по поводу неопределённости будущего. Но в то же время появились новые инструменты финансирования, например, цифровые финансовые активы (ЦФА). Они небиржевые. По объему ЦФА можно выпустить на любую сумму: 100 миллионов, 200 миллионов, миллиард. Работать с ЦФА можно на короткие сроки: на месяц взял, вернул, потом снова взял и быстро вернул, как банковский овердрафт. Ещё лет пять назад у многих предприятий были в распоряжении только банки и частные займы. Сейчас инструментов больше: облигации, акции, ЦФА, краудфандинговые и краудлендинговые платформы. Появилась новая когорта инвесторов-физических лиц. На их депозитах в общей сложности 50 триллионов рублей. 10 триллионов из них уже перетекло на фондовый рынок. В ЦФА уйдёт приблизительно ещё столько же.
– Как современные инвесторы выбирают проекты, в которые готовы вкладываться?
– Они инвестируют сердцем, основываясь на личных симпатиях и предпочтениях. Этого раньше не было. Еще несколько лет назад были только институциональные инвесторы (банки), которые приходили со своими лекалами работы. Они давали оценку: вы стоите столько-то, вырастите ещё в два раза – тогда и приходите. По сути, была монополия инвестирования. А сейчас инвесторы никого не слушают, они голосуют сердцем. Рассуждают при этом так: вот этот конкретный предприниматель и его бизнес мне нравятся, я куплю их облигации. Что важно, с этими инвесторами следует налаживать связь через современные средства коммуникации: мессенджеры, электронная почта, социальные сети. С ними можно общаться напрямую. Главное – будь для них понятен, прозрачен, доступен и достоверен. Повернись к ним лицом, и они принесут тебе то, что тебе не хватает. При этом собственник бизнеса должен быть готов к публичности и открытости. Это теперь играет важную роль.