16 января 2019 Мнения
1719

Юрий Осколков: «Прошлое помнить нужно, но вернуться в него невозможно»

Директор аэропорта Пензы о делах давно минувших дней и возможных перспективах.


Фото: ПензаСМИ.

Отшумели дискуссии, связанные с присвоением пензенскому аэропорту дополнительного имени в честь великого земляка. Впрочем, исторический контекст в кабинете директора присутствует уже много лет, хоть и без привязки к сурскому краю - это портрет Петра Первого работы художника Степана Симоновича с дарственной надписью на обороте.

- Не могу сказать, что являюсь выдающимся знатоком русской истории, но великих людей в ней почитал всегда, в том числе Петра Алексеевича, - говорит Юрий Осколков. - Картину эту я заказал в 1994 году, а к 23 февраля 1995-го получил. С тех пор она со мной.

Тем временем идет рутинная работа: рейсы, самолеты, пассажиры. Тем более что приближается весенне-летний период, который начнется уже 28 марта, и уже идут дополнительные переговоры с компаниями-перевозчиками, которые возьмут на себя южные направления. В теплое время года нагрузка традиционно вырастает - прежде всего, за счет отдыхающих, но и в целом директор Юрий Осколков уверенно говорит о том, что пензенцы все чаще выбирают перелет вместо переезда.

- Недавно беседовал с одной высокопоставленной чиновницей. Она рассказала, как ехала в СВ до Москвы одна: сегодня люди в такой ситуации скорее полетят, потому что по стоимости билетов услуга сопоставимая, а времени тратится куда меньше. Да, конечно, многим не нравятся ограничения, которые касаются багажа, кого-то утомляет необходимость приезжать задолго до рейса, проходить досмотр… Но, как мы говорим, эти правила написаны кровью. Самолет в небе не остановишь при необходимости.

- К слову сказать - часто ли вам приходится слышать от людей, что они боятся летать?

- Постоянно. И, конечно, после очередной авиакатастрофы эти настроения обостряются. Трагедия с рейсом «Саратовских авиалиний», с момента которой скоро исполнится год, оказала свое влияние: месяц-другой наблюдался заметный отток. Конечно, не хочу никого обидеть, но и СМИ вносят свою лепту. Однако при этом мировая статистика по-прежнему доказывает, что самолеты остаются самым безопасным видом транспорта.

- Раз уж мы заговорили о катастрофе рейса «Саравиа» - именно случившееся стало главной причиной того, что компания была лишена лицензии?

- Скажем так: тут, что называется, накопилось. Надзорные органы неоднократно проверяли эту компанию, высказывали замечания, которые касались и профессиональной подготовки пилотов. Но руководители их не учли. А ведь в итоге признано, что трагедия произошла в результате несогласованных действий экипажа. Это к разговору о том, что в авиацию кто-то приходит по любви, а кто-то по расчету. Вот последнее, считаю, недопустимо.

У самого Юрия Осколкова любовь к небу возникла, как он говорит, еще в школьные годы - раньше, чем состоялся первый полет на Ил-18 по маршруту Курумоч - Рига. Увы, стать пилотом не удалось: приемная комиссия отсеяла по медицинским показателям. Но вот уже четыре десятилетия его жизнь и работа связаны с гражданской авиацией. Он начал работать в пензенском авиаотряде с 1979 года - в те самые времена, о которых сегодня многие вспоминают с ностальгическим чувством. Особым шиком считалось пообедать в ресторане аэропорта, а самолеты доставляли как в разные города СССР (включая союзные республики), так и районные центры области. В качестве иллюстрации немедленно извлекается на свет расписание рейсов (формата театральной афиши), датированное 1978-м.

- Вот давайте посмотрим, что тут было, - Осколков склоняется над большим листом. - Авиаперевозки по области сразу можно вычеркивать - сегодня для этого нет даже площадок в районах, да и востребованными эти рейсы не будут. Среди междугородних рейсов видим Москву, Ленинград, Нальчик, Саранск, Саратов, Свердловск, Симферополь, Сочи… А вот Львов, как и Баку, Киев, Днепропетровск, Минск - это теперь уже в других странах… Транзитные: Актюбинск, Волгоград, Днепропетровск, Казань, Киев, Ижевск, Сыктывкар, Пермь, Ростов, Набережные Челны, Оренбург, Махачкала, Минск, Курск…..

- Отдельного внимания заслуживает цена билетов.

- Да - долететь до Москвы стоило 17 рублей. Если сопоставлять нынешнюю цену, то есть примерно пять тысяч, и доходы граждан, то ясно увидим, что покупательная способность населения упала как минимум вдвое. А вообще, кстати, самым активным у нас был 1987 год: мы тогда в общей сложности перевезли 467 тысяч пассажиров, имели в распоряжении 16 самолетов Ан-24, четыре Ан-12, один Ан-26 и 76 Ан-2. Численный состав - полторы тысячи человек.

- Имеет ли смысл сегодня ностальгировать по тем временам?

- Нет. Прошлое осталось в прошлом. Историю нужно знать и учить, извлекать уроки, но вернуться обратно нельзя.

Безусловно, настоящее пензенского аэропорта не столь наполнено событиями, как вышеупомянутый период. На фоне того, что субсидировать авиаперевозки из нашего региона не планируется, остается радоваться насыщенности расписания рейсами на столичном направлении. Оно дополнительно оживилось благодаря приходу компании S7: сейчас улететь в Москву и обратно можно семь дней в неделю пять раз в день.

- Появление S7 в Пензе значительно улучшило настроение наших пассажиров. Правда, по большей части они любят добраться из пункта А в пункт Б без пересадок, а эта компания настроена на то, чтобы максимально использовать принцип хабов - то есть, направляясь, к примеру, в Санкт-Петербург, сначала прилетаете в Москву, и там, не забирая багаж, ждете их же борта в другом направлении, - объясняет Осколков.

- К слову о Северной столице - планируется ли возобновить полеты?

- Это одно из направлений, которые хотелось бы вернуть. Но статистика показывает, что когда этими рейсами занималась компания «Руслайн», средняя годовая загрузка составляла 36 пассажиров на 50-местном судне. Это мало. Это нерентабельно. Это нужно субсидировать, чтобы снизить стоимость билетов.

- Какие еще направления сегодня ощущаются как необходимые?

- Минеральные воды и Екатеринбург. Конечно, Казань, но, к сожалению, компания «Оренбуржье», сославшись на технические причины, прекратила полеты. А вообще-то 15-местный Л-410 загружался в среднем на 80 процентов - это отличный показатель. Рейсы были пять раз в неделю, но самолет заполнялся бы и все семь. Сейчас добиваемся, чтобы казанское направление нам было возвращено, тем более что у «Оренбуржья» контракт, и больше ни с кем мы сотрудничать не можем.

Вот уже не первый год идут разговоры о том, что пензенский аэропорт может получить статус международного. Тема эта то оживляется, то вновь затихает, и очередной спад оставил у многих ощущение, что она закрыта вовсе. Однако Юрий Осколков уверен, что точку ставить рано.

- 29 января в Совете федерации будет представлен проект нового аэровокзала Пензы: будем добиваться вхождения в программу, которая позволит его выстроить. И это здание появится, то старое как раз может быть переоборудовано под международный сектор.

- В качестве главного довода против вроде бы обычно называли недостаточную удаленность от Самары, где есть аэропорт с таким статусом.

- Вопрос не в существующих ограничениях, а в потребности региона. Надо оценивать, сколько жителей имеют загранпаспорта, летают в другие страны. Все эти данные нужно обновлять, но пять лет назад только в Анталию выехало 35 тысяч за год, и это выглядело доводом в пользу международного терминала. Так что и сегодня вопрос не закрыт. Но сначала в Москве должны дать добро на строительство нового аэровокзала.

Автор текста: Дмитрий ИНЮШКИН