20 ноября 2024 Мнения
81

Преподаватель Наталья Соколова: «Архитектура упрощается из-за экономического фактора»

Эксперт рассказала, что негативно влияет на облик города.


Фото: архив РИА ПензаСМИ.

Городская среда сопровождает нас постоянно, ее влияние трудно переоценить. В Пензе можно увидеть действительно красивые здания, но создается впечатление, что все они – из прошлых веков. Об особенностях современной застройки журналист РИА «ПензаСМИ» расспросил кандидата архитектуры, доцента кафедры «Градостроительство» ПГУАС Наталью Соколову.

– Наталья Владимировна, если открыть учебник по истории архитектуры, то можно увидеть, что разные стили сменяли друг друга. А в каком стиле творят современные зодчие?

– Вряд ли можно сказать, что сейчас есть общий стиль. Скорее, речь идет о трендах. Если раньше в жилой архитектуре популярна была пластика стен, то сейчас акцент сместился на «декорирование» фасадов. Даже появился термин «архитектурный дизайн». Это вызвано тем, что сейчас в строительстве активно используются навесные фасадные системы. Речь – о технологии каркасного возведения зданий. Она позволяет «играть фасадами» более свободно, чем в прежние десятилетия. С появлением новых материалов возможности тоже расширились. Тренд последних лет – навесные фасады из кирпича, в том числе клинкерного с 3D-кладкой. При этом цвет кирпича и его размер стали варьироваться.

– В XIX-XX веках архитекторы стремились привнести красоту в общественное пространство. А начиная со второй половины прошлого столетия ситуация стала меняться в сторону упрощения. С чем это связано?

– Повлияла совокупность факторов. Застройщик заинтересован строить быстро и максимально экономично. Особенно если речь идет о среднем ценовом сегменте. Все это сказывается на элементах отделки. В Пензе есть примеры, когда неплохие проекты из-за удешевления материалов теряли во внешнем облике. Нередко компании стараются добиться разнообразия внешнего вида домов путем раскрашивания фасадов. Однако не всегда такой метод спасает.

Технология каркасного возведения тоже отразилась на облике городов. Стали доминировать стекло и бетон. Но и с такими технологиями можно работать по-разному. Например, в столице предъявляют высокие требования к проектам, они все проходят экспертизу. Команда главного архитектора столицы Сергея Кузнецова поставила перед собой задачу – сделать Москву образцом современной архитектуры. Собирают все самое интересное, хотя появляются и простые здания, которые можно назвать рядовыми.


– Получается, технологии строительства диктуют правила архитекторам?

– Процесс упрощения продолжается, но уже немного по другим причинам. Речь – о влиянии IT-сферы. Появились технологии BIM (Building information modeling). Проще говоря, это информационное моделирование зданий. Конечно, проектирование благодаря этому вышло на новый уровень, но произошло ограничение формообразования. Архитектор сегодня работает с инструментами, которые уже заложены в программу, что не может не отражаться на его мышлении. Есть другая опасность: сегодня некоторые считают, что без архитектора вообще можно обойтись. Но это не так.

Нужно отметить и влияние глобализации. Национальная специфика и местные особенности стираются, архитектура становится универсальной. Можно встретить объекты со схожими чертами в разных концах планеты. Но есть позитивные моменты. Благодаря интернету взаимное обогащение идеями, нововведениями происходит очень быстро. Удачные идеи начинают быстро распространяться. При этом компании привлекают архитекторов из разных городов и стран. Авторы проектов работают над созданием проекта удаленно.

– Есть мнение, что негативные моменты в плане упрощения строений появились под влиянием идей французского архитектора Ле Корбюзье.

– Ле Корбюзье жил на стыке XIX—XX веков. Он оказал влияние на зодчих прошлых лет, на современные проекты его воздействие минимально. Да, модернизм, функционализм во многом развивались под влиянием этого человека. Но его наследие было пережито, осмыслено в советский период. Поэтому я бы не стала так глубоко заглядывать в прошлое.

– Можно ли сегодня назвать каких-то архитекторов великими?

– Есть представители отрасли, у которых есть свое лицо, но назвать выдающимися я не могу. Хотя есть очень яркие, например, ирако-британский архитектор Заха Хадид. Этого новатора уже нет в живых, но мастерская действует. Впрочем, в России тоже есть суперпрофессионалы. Мои студенты недавно делали доклады по российским проектным мастерским. И открыли для себя, что не только зарубежные архитекторы существуют, но и в России есть звезды. Нужно назвать такие имена, как Сергей Скуратов и Сергей Чобан. Их мастерские востребованы, в том числе за рубежом.

– Чем интересна архитектура Пензы XX-начала XXI веков?

– Для начала XX века свойственны эксперименты, но у нас в городе, к сожалению, таких объектов крайне мало. Например, это здание школы фабрично-заводского ученичества, сейчас там расположен бизнес-инкубатор «Паршин». Дом входит в число архитектурных памятников.

Эпоха неоклассицизма у нас тоже мало представлена. Речь – о квартале на улицах Володарского, Гладкова. Сталинский ампир можно изучать по ним. В части эпохи модернизма, то есть 70-80-х годов, можно вспомнить только площадь Жукова и Дворец пионеров, он получил в своё время архитектурную премию.

Не могу сказать, что прошлый век стал поворотным моментом для нашей архитектуры. Да, она была неплохой, но не выдающейся. На сегодняшний день, мне кажется, появилось разнообразие в архитектуре. Современные проекты, которые воплощаются, индивидуальные.


– Что можно сказать о современных пензенских проектах жилой застройки?

– Некоторые довольно интересные. Достоин рассмотрения с точки зрения комплексности застройки квартал в скандинавском стиле на улице Измайлова. Компания, которая его строила, работает на высоком профессиональном уровне. Привлекает разные проектные мастерские, понимая, что есть опасность повторения.

Каждый застройщик отличается своим подходом. Так, компании с собственным панельным производством применяют концепцию индивидуального индустриального домостроения. Поясню, что в советские годы была практика типовых проектов, которые воплощали по всем городам. Это хорошо обыграли в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» Сейчас типовое строительство сохраняется, но стало малосерийным.

Следует упомянуть здания на Юбилейной площади: филармонию, киноконцертный комплекс. Второе из них достойно всяческих похвал. Оно получило ряд архитектурных премий и наград. Даже на всероссийском уровне это значимый объект. Можно упомянуть здание банка на Суворова. Оно до сих пор смотрится интересно, хотя с момента постройки прошла четверть века.

Отмечу, что в Москве много строится общественных зданий, у нас в Пензе в основном – жилая архитектура.

– Как можете оценить новый жилой дом на улице Карла Маркса в старом стиле?

– Этот дом «серийный», такие здания уже есть в некоторых городах. Строение эклектичное в плане стиля, европейского образца. Дом не испортил историческую часть, но у нас на градостроительном совете были споры по этому поводу. На мой взгляд, проект слегка недоработан. Во-первых, он довольно-таки помпезный, сделан в столичном духе. Для нашего города это нетипично, здание смотрится слегка чужеродно. Во-вторых, стоило бы его сделать чуть поменьше.

– Какие тенденции в строительстве последних 20-30 лет можно назвать негативными?

– Меня огорчает то, что мы закрываем традиционные панорамные раскрытия на город со стороны реки. Причем это началось не сегодня. Современные здания изменили исторический облик города еще в 1980-е годы. Это касается и нового жилого комплекса на улице Урицкого. Хотя в целом проект мне нравится. Мы со студентами его изучаем, видим, что он воплотил современные тренды.

Конечно, в числе негативных факторов надо назвать точечную застройку, не учитывающую окружение и градостроительную ситуацию.

– Какие здания стоит посмотреть школьникам региона, которые мечтают стать архитекторами?

– Естественно, исторический центр, площадь имени Ленина. Спасский кафедральный собор очень удачно вписался, завершил композицию центральной части Пензы. Можно было бы назвать и упомянутый Дворец пионеров, но его нужно привести в порядок – благоустроить прилегающую территорию.

Будущему архитектору нужно смотреть столичные города. В Москве есть команда, которая организует архитектурные экскурсии. У них есть маршруты с осмотром жемчужин современной архитектуры, посещением проектных мастерских. Они делают специальные экскурсии на темы, связанные с конкретными видами материалов, с архитектурными приёмами. Можно посмотреть каталог современной архитектуры Москвы, недавно изданный. Если его полистать, то тренды будут понятны.

В этом году хотим что-то подобное у нас в университете реализовать. Может, все это выльется в экскурсии. Первая цель – сделать упомянутый каталог. Хочется бы осмыслить современную архитектуру города Пензы на профессиональном уровне.