5 января 2019 Быль веков
902

Отважный командир–железнодорожник из Оренбурга похоронен в Пензе

Михаил Степанов в годы войны был комендантом станций и занимался переброской войск и грузов на фронт.


Фото: Олег Грязнов.

К сожалению, железнодорожникам в мемуарной литературе, патриотических книгах и фильмах уделяется мало значения. Но их подвиг в годы Великой Отечественной войны не менее существенен. Они занимались перевозкой бойцов, техники, питания. Железная дорога была той важнейшей частью инфраструктуры, которая соединяла тыл и фронт, и эта линия работала в годы войны, несмотря на все трудности.

Одним из таких героев-железнодорожников был уроженец Оренбурга Михаил Андреевич Степанов. Родился он 21 ноября 1901 года, а в 1932-м связал свою судьбу с железнодорожными войсками. С самого начала Великой Отечественной войны Михаил Андреевич комендант станций, через которые шла постоянная переброска войск и техники. Отличился в боях за город Купянск в 1942 году, когда одним из последних покинул город и спас много ценного имущества.

Во время боев за Сталинград Степанов был военным комендантом станций Причальная и Паромная и внес свой вклад в победу наших войск. Вот о чем рассказывает нам наградной лист на орден Красной Звезды: «В самый ответственный момент борьбы за Сталинград, работая военным комендантом ст. Причальная и Паромная через р. Волга. Храбрый и мужественный командир в течение июля, августа 1942 года беспрерывно находился на своем посту в условиях постоянных бомбардировок авиацией противника, точно и своевременно обеспечивая задания по воинским перевозкам. Находясь на своем посту до момента, когда противник держал под артиллерийским огнем железнодорожную переправу, перешел на другую станцию только по приказанию командования. В последних числах августа 1942 года, когда оперативные перевозки по условиям оперативной обстановки нельзя было направлять на правый берег р.Волга (под Сталинградом), решительными действиями и личным руководством обеспечивал выгрузку эшелонов по ст.Ленинск, Безродная и др. Усердный в работе, преданный на деле т. Степанов всегда назначался комендантом на более важные по обстановке станции и с поставленными перед ним задачами справлялся отлично, проявляя при этом спокойствие, выдержку и разумную инициативу. Так было на ст. Купянск-Город и на ст. Липки в начале в июле месяце 1942 года, когда т. Степанов в исключительно тяжелых условиях наземной и воздушной обстановки до конца оставался на своем посту, пропуская поезда с грузами на фронт и с фронта в тыл, служа примером мужества и отваги для своих подчиненных. За самоотверженность и преданность в работе, за образцовое выполнение заданий командования по воинским перевозкам, достоин правительственной награды, ордена «Красная Звезда».

После победы в Сталинградской битве Степанов был комендантом разных станций и везде проявлял себя с лучшей стороны. Так было и во время Курской битве, за которую он был удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени: «В период напряженных перевозок по обеспечению оборонительных и наступательных операций частей Красной Армии на Орловско-Курском направлении, подполковник Степанов, не считаясь ни с состоянием своего здоровья, ни со временем работы, непосредственно и повседневно руководил работами железнодорожного узла Курск по продвижению транспортов с боеприпасами, ГСМ и др. в сторону фронта. Трудности работы Курского жд узла усугублялись тем. что почти все снабженческие поезда шли в Курский узел с разборкой, где формировались по трем направлениям: север, юг, запад. Умелой расстановкой личного состава, правильной организацией работы и требовательностью к железнодорожным агентам, обеспечил максимальное число вновь сформированных снабженческих поездов, тем самым выполнил задачу, поставленную перед ним командованием. За инициативу, максимальное сформирование снабженческих поездов и своевременное продвижение их в сторону фронта, подполковник Степанов заслуживает правительственной награды, ордена Отечественной войны второй степени».

В 1945 году Михаил Андреевич отличился уже в Германии и за свою работу был удостоен ордена Отечественной войны 1-й степени: «Подполковник Степанов - участник Отечественной войны с июня 1941 года. Проявил себя дисциплинированным, энергичным, волевым и инициативным офицером. Все задания командования выполняет четко и в заданные сроки. Тов. Степанов особо проявил себя в период подготовки и в ходе наступательных операций на Данцигском и Шттетинском направлениях. Не считаясь ни со временем, ни с напряженными условиями, умело и настойчиво руководил подвозом снабженческих грузов, особенно горючего и боеприпасов, фронту. Умело используя желдортехнику противника, проделал большую работу и выполнил в срок задания командования по перевозке танковых частей и соединений 2-го Белорусского фронта. За успешное обеспечение перевозок по железной дороге танковых частей и соединений 2БФ, за своевременный подвоз снабженческих грузов, за умелое, мужественное и инициативное руководство воинскими перевозками достоин награждения Правительственной наградой орденом Отечественная война первой степени».

Кроме этих наград полковник Степанов был удостоен ордена Красного Знамени, медалей «За оборону Сталинграда», «За боевые заслуги» и других знаков отличия.

Умер Михаил Андреевич Степанов 23 мая 1976 года и похоронен на Новозападном кладбище Пензы.

Автор: Олег Грязнов.