23 декабря 2019 Быль веков
3196

Призвание – Учитель. Педагоги Кузьмины

Юрий Николаевич Покровский (1954 г.) родился в столице Австрии (Вена), в семье переводчиков. В том же году был привезен в Нижний Новгород, где живет и в настоящее время. Получил экономическое образование. Автор цикла эссе «Русское» в трех книгах, теодицеи «Миромир» и романа «Среди людей» (шорт-лист «Русского Букера—2015)». Все книги опубликованы в Нижнем Новгороде. Казалось бы, что связывает нижегородского писателя, преподавателя Волго-Вятской академии госслужбы и члена Дворянского собрания Ю.Н. Покровского с городом Белинским (бывший Чембар)? Ю.Н. Покровский пишет: «В городе Белинском я проводил каждое лето в период с 1959 по 1966 годы. Хорошо помню его окрестности: деревни Волчково, Сяськино, Мача». А еще: «Моя прабабушка училась с тетушкой Тухачевского в Петербурге».

Юрий Николаевич поделился воспоминаниями о супругах Кузьминых, родителях его матери. Они приехали из Москвы в Чембар в конце весны 1918 года и с осени того же года стали работать учителями в женской гимназии. Андрей Николаевич проработал более 30 лет, а Варвара Никаноровна ровно 40 лет на  ниве образования. Оба были награждены орденами Ленина.  

«1918 год стал для супружеской четы Кузьминых (см. фото 1) поистине судьбоносным. Весной они заканчивали учебу и могли приступить к профессиональной деятельности в качестве преподавателей гимназий. Кузьмины проживали в Москве, в одном из кривых арбатских переулков, Филипповском. Кстати, этот переулок сохранился и по сей день.

Варвара Никаноровна Кузьмина (в девичестве Скитова) заканчивала историко-филологическое отделение МВЖК (Московских высших женских курсов), впоследствии преобразованных в педагогический университет, а ее супруг, Андрей Николаевич – естественное отделение физико-математического факультета ИМУ (Императорского московского университета). В том переломном году знаменитый московский университет уже стал называться государственным, но его выпускникам еще продолжали выдавать документы старого образца (см.фото 2).

Как хорошо известно, в начале весны все того же года марксистское правительство переехало из Петрограда в Москву и обосновалось в Кремле, а также в гостиницах, прилегающих к средневековой крепости. Первоначально обустраивались различные бюрократические структуры, а затем стали подыскивать жилье для ответственных работников. Для этой цели реквизировались особняки, находящиеся в шаговой доступности от новорожденных советских учреждений. Дом, в котором проживали Кузьмины, также попал под реквизиции.

В преддверии лета молодая чета Кузьминых, а также мать и сестра Андрея Николаевича, собрав свои личные вещи, уехали в г. Чембар в полной уверенности, что в самом ближайшем будущем армейские части разгонят большевиков и ситуация в русских столицах нормализуется. В Чембаре находилась летняя резиденция семьи Кузьминых – довольно просторный, одноэтажный деревянный дом с широким открытым балконом и фруктовым садом, с флигелем и другими постройками. Летняя резиденция принадлежала матери Андрея Николаевича (Александре Андреевне, урожденной кн. Мамлеевой), и была приобретена еще в 70-е годы XIX в. в качестве ее приданного к свадьбе. Предположительно, в этом же доме родился и сам Андрей Николаевич в июне 1893 г., в ограде Никольского храма города Чембара был похоронен его отец. По материнской линии в Чембарском уезде предки Андрея Николаевича проживали на протяжении двух веков, принимали деятельное участие в обустройстве этого уезда, представляли уезд в Пензенском губернском дворянском собрании. Так что Кузьмины уехали из Москвы не на чужбину, а на свою малую родину.

В октябре у супругов Кузьминых родился мальчик, которого назвали Борисом. 1 декабря 1918 г. Андрей Николаевич начал свое педагогическую деятельность. Сохранилась справка (см. фото 3) о том, что он получил назначение на должность заведующего и преподавателя естественных наук в Чембарскую высшую начальную женскую школу, а Варвара Никаноровна стала работать в женской гимназии. На фотографии 4 представлен педагогический состав, преподававший в 8-ом классе гимназии в 1919 г.: Благовещенский, Кириллова, Кузьмина.

Безусловно, Кузьмины являлись одной из самых высокообразованных супружеских пар в Чембаре. Они работали в две смены, из года в год. При этом к 1923 г. Варвара Никаноровна была уже матерью троих детей. В 1926 г. Андрей Николаевич получил назначение завуча школы 2-ой ступени (для учащихся 12-17 лет).

А Варвара Никаноровна, наоборот, стала в 1929 г. классным руководителем в начальной школе (см. фото 5). Как видно на фотографии, класс был большим, около сорока учеников, преимущественно мальчики из так называемых неблагополучных семей – «лишенцев», раскулаченных, сосланных. Эти дети привыкшие к мысли, что они принадлежат к самой низшей касте общества, росли в беспросветной нищете. Постоянно советуясь со своим мужем, Варвара Никаноровна пыталась привить своим ученикам самоуважение, прибегала на уроках к сугубо поощрительной практике: стремилась найти у каждого ученика склонности или способности к какому-то роду занятий, избегала выговоров и наказаний. К тому времени В.Н. Кузьминой было 35 лет, она находилась в самом расцвете сил, за ее плечами имелся немалый педагогический опыт, но она никогда еще так сильно не уставала, как с этими ребятами, многие из которых вели себя подобно озлобленным зверькам. Однако, со временем, практика поощрений, индивидуальный подход к каждому ученику стали приносить свои плоды. Ведь любая похвала буквально окрыляла ребенка, привыкшего быть изгоем. Кто-то обладал хорошей памятью, легко запоминал стихи и даже прозаические тексты: именно этих детишек и чаще всего вызывали к доске, а остальные слушали своих сверстников, и некоторые стремились подражать им. Кто-то научился хорошо читать или считать и уже сам рассказывал всему классу, как он этого добился, и становился «помощником учителя» на уроках чтения или математики. Кто-то умел рисовать, а кто-то петь. Варвара Никаноровна подробно разбирала каждый удачный рисунок или каждую хорошо исполненную песенку или всего лишь куплетик. Ей было необходимо показать каждому ученику: он на что-то способен, у него что-то получается. Кто-то ни к чему не проявлял интереса, и тогда учительница шла в семью этого нерадивого школьника, чтобы понять причины его негативного отношения к урокам. В некоторых семьях, особенно в осколочных, 9-10- летние дети уже сполна несли на себе груз хозяйственных забот, питались впроголодь и ходили в обносках. В таких семьях занятия в школе воспринимались как пустопорожнее времяпровождение. Педагогу приходилось мобилизовать все свое терпение и красноречие, чтобы убедить измотанных и задавленных нуждой матерей и бабушек не препятствовать посещению детей школьных уроков. Нередко после окончания второй смены она бесплатно проводила индивидуальные занятия с такими трудными детьми. Далеко не все у нее получалось. Несмотря на все уговоры, некоторые дети все же прекращали посещать занятия в школе. Отдельные дети бунтовали против школьной дисциплины и видели в классной руководительнице представительницу власти, безвозвратно отобравшую у них отца или деда или старшего брата. Особенно сильно В.Н. Кузьмина сожалела об одном литературно одаренном своем ученике, который в 30-е годы в преддверии празднования Дня Конституции написал белым мелом на черной классной доске «День проституции». Разумеется, поступок того мальчика стал известен всей школе. Мальчик был исключен из состава учащихся и направлен в колонию для малолетних преступников.

В 1914 г. В.Н. Кузьмина закончила на «отлично» гимназию и получила свидетельство о праве быть домашней наставницей или школьной учительницей по французскому языку, а в 1918 г. после завершения учебы на Высших женских курсов получила право преподавать в гимназиях русский язык, историю и литературу. И во время работы Варвара Николаевна продолжала повышать свою квалификацию. В 1933 г. она окончила Московский центральный институт заочного обучения иностранных языков, чтобы преподавать еще и немецкий язык. Актуальность знаний немецкого языка в то время стремительно возрастала в силу целого ряда объективных обстоятельств.

В 1938 г. супругам Кузьминым были присвоены персональные звания «Учитель средней школы», также неоднократно они получали благодарности Пензенского ОБЛОНО. В 1943 г. Андрей Николаевич был награжден знаком «Отличник народного просвещения». А уже после ВОВ, на исходе тяжелейших 40-х годов супругу Кузьмины были награждены орденами Ленина за выдающиеся заслуги на ниве просвещения.

Последняя прижизненная фотография Андрея Николаевича Кузьмина относится к 1947 г., где он запечатлен со своими подопечными школьницами (см. фото 6.). А.Н. Кузьмин скоропостижно скончался в сентябре 1949 г., похоронен в г. Белинском.

Педагогический стаж В.Н. Кузьминой составил более 40 лет. В 1966 г. она переехала в г. Горький (теперь Нижний Новгород) к своей дочери – Покровской Вере Андреевне. На новом месте жительства В.Н. активно переписывалась со своими бывшими коллегами по работе в школе. В 1969 г. В.Н. исполнилось 75 лет. В канун юбилея вся семья Покровских была поражена обилием писем, открыток, телеграмм, бандеролей и даже посылок, пришедших со всех концов необъятной страны. Бывшие ученики подробно рассказывали о своей жизни, об успехах своих детей, присылали свои стихи и целые альбомы с неуклюжими рисунками своих внуков. Ведь она навсегда для них осталась Учительницей. На каждое из этих посланий и поздравлений Варвара Николаевна непременно отвечала. На ответные послания у нее ушло несколько месяцев. А спустя пять лет, когда ей исполнилось 80 лет, шквал поздравлений еще более возрос. Автор этих строк насчитал около 100 поздравлений. В.Н. Кузьмина не дожила до 95 лет всего два месяца и скончалась в октябре 1989 г., похоронена в Нижнем Новгороде».

Автор текста: Любовь Руднева. Текст воспоминаний: Юрий Покровский, внук А.Н. и В.Н. Кузьминых, август 2019 г. (с разрешения автора).