Николай Наумов: «В цирке нужно быть трудоголиком, иначе ничего не добьешься»
Эксперт рассказал об особенностях профессии, сотрудничестве с Юрием Никулиным.
Фото: РИА ПензаСМИ.
Пензу посетил академик циркового искусства, заслуженный работник культуры РФ, преподаватель Государственного училища циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева (Карандаша) Николай Наумов. Его пригласили в качестве члена жюри на региональный конкурс «Одаренные дети». Корреспонденту РИА «ПензаСМИ» удалось побеседовать с именитым гостем.
– Николай Николаевич, вы отдали цирку больше 50 лет. Что вы можете сказать о выступавших ребятах, как вы оцениваете их перспективы?
– С интересом посмотрел выступление всех участников. Сегодня были номера, которые уже можно отправлять на хорошие международные конкурсы. В прошлом году меня тоже приглашали в Пензу оценивать этот конкурс. Уже второй год он включает номинацию «Цирковое искусство». Хочу отметить, что ваши ребята очень резко выросли. В том году мы дали им маленький нагоняй и объяснили, что нужно делать. И чувствуется, что они эти рекомендации усвоили. Поясню: в цирке нужен профессионализм, важно выполнять каждый элемент правильно, качественно донести его до зрителя. К сожалению, не всегда преподаватель может этому научить, особенно если сам не знает какого-то элемента. Конечно, уровень цирковых кружков и студий зачастую оставляет желать лучшего, хотя, конечно, все педагоги очень стараются. В прошлом году некоторые ваши ребята поступили в наше цирковое училище. Уверен, что и в этом году тоже будут новые студенты из вашего региона.
– Чем интересна в целом пензенская цирковая подготовка?
– Могу отметить хорошие номера акробатов и эквилибристов. Воздушные гимнастки интересные. Видно, что многие занимались спортом. Заметно, что в городе есть сильная школа художественной и спортивной гимнастики. Приятно, что конкурс развивается. В этом году появилась клоунада, с ней вообще сейчас проблемы, ее стало мало. Ваш конкурс становится разножанровым.
– Вы работали вместе с великим клоуном Юрием Никулиным, были его ассистентом. Скажите, чему он вас научил?
– Он научил меня любить цирк. Цирк – это не фонограмма, здесь все живое. Бог создал человека. Выходя на арену, человек показывает свои достижения, свою грацию, свое тело.
– Говорят, Юрий Никулин был большим любителем розыгрышей, некоторые актеры кино на него из-за этого обижались. Можете припомнить такие случаи?
– Такого не помню. Юрий Никулин жил и творчеством, и юмором. Как бы плохо ему ни было, он никогда не показывал этого. Его всегда видели с улыбкой, и ко всем артистам он с душой относился. До конца жизни он старался помочь коллегам: одним – с жильем, другим – с лечением, третьим – с чем-то еще. Это человек большой души, у которого огромный авторитет в нашей среде.
– Вы более 20 лет проработали клоуном. Легко ли легко рассмешить зрителя?
– Надо сначала понять своего зрителя. Профессионально выражаясь, надо каждый раз находить в зале «жертву» и на нее работать. То есть глазами с ней встречаться, стараться рассмешить конкретного человека. Тогда все получится.
– Что можете посоветовать мальчишкам, девчонкам, которые мечтают попасть в цирк, работать в нем?
– Надо любить выбранное дело, заниматься им, постоянно работать над собой. Цирк не любит лентяев. В цирке надо быть трудоголиком, иначе в этой профессии ничего не добьешься.
– Где можно получить цирковое образование?
– В Москве, в нашем цирковом училище имени Румянцева, можно получить среднее профессиональное образование. Сейчас в России лишь оно готовит цирковых артистов. Возможно, появится где-то еще. Например, в Саратове хотят открыть училище. Сейчас очень много профессиональных самодеятельных коллективов, кружков, где работают бывшие артисты цирка и преподают на довольно высоком уровне.
– Реально устроиться на работу в цирк артистом без профильного образования?
– Да, возможно, если номер действительно хороший. Да, сегодня на работу в цирк приходят практически с улицы. Впрочем, как правило, это уже физически подготовленные люди, получившие опыт в спорте, акробатике. Неплохо дается профессия бывшим гимнастам. Очень много молодежи приходит сейчас к нам из самодеятельности. На Урале, в Сибири есть отличные любительские коллективы кружки, студии. Дети там занимаются, вырастают, даже устраиваются работать в цирк, а уже потом повышают свой профессиональный уровень – получают образование. Однако для этого нужно быть самородком, и сегодня их довольно много.
– Вас называют антикризисным менеджером – вы были успешным директором нескольких цирков. В Пензе строят цирк, но его возведение затянулось. Что можете посоветовать местным руководителям для завершения проекта?
– Его возведение зависит не от местных руководителей, поскольку средства выделяются из федерального центра. Насколько понимаю, осталось не так много сделать. Можно сказать, идет завершающий этап финансирования. Ваш цирк очень интересный, своеобразный. Конечно, я его осмотрел – внутри и снаружи. Не во всех мегаполисах есть такое современное большое здание. Пензе будет чем гордиться.
– Есть ли место цирковому искусству в нашем XXI веке с его информационными технологиями?
– Мои слова могут показаться чересчур смелыми, но уверен, что без цирка жизнь невозможна. Многое можно посмотреть, развлечений сегодня предостаточно, но цирк уникален, это святое искусство.