Стекольных дел мастер Александр Фокин о производстве и искусстве
«Искусство объединяет людей доброй воли, всех, кто настроен на созидание и стремится к лучшему будущему», - уверен Заслуженный художник России Александр Фокин, который является гостем «ПензаСМИ».
Фото: Из личного архива А.И. Фокина.
Александр Фокин родился в Сосновоборском районе в 1958 году. Его родители переехали в Никольск, когда будущему мастеру едва исполнилось 6 месяцев. Еще во время учебы в школе он много занимался живописью и мечтал о карьере художника.
- Нас в семье было трое, я младший из детей. Так случилось, что мама заболела и мне приходилось ей помогать по хозяйству. К нам в гости часто приходили ребята, с которыми мы придумывали всевозможные творческие игры в свободное время от домашних забот. Один из знакомых учился в художке, его талант и целеустремленность стали для меня примером.
Помню, когда еще был малышом, подарили конфеты «Мишка косолапый». Эх, с каким восторгом я рассматривал этикетку, где изображено совместное творение Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу». Тогда грезил, чтобы и мои работы когда-нибудь украшали обертки сладких лакомств (смеется - прим. редакции).
С детских лет стал изучать историю изобразительного искусства, внимательно знакомился с работами художников прошлого и настоящего, старался подражать мэтрам, поступил в детскую художественную школу. Так и повелось, еще будучи школьником, оформлял стенгазеты, транспаранты для мероприятий и «задники» для сцены, - рассказал Александр Иванович, делясь воспоминаниями из детства.
Окончив среднюю школу № 2 молодой человек поехал поступать в Пензу. В художественном училище обучался у Германа Васильевича Жакова, который преподавал рисунок и композицию. Тогда Александр Фокин хотел стать монументалистом, чтобы делать мозаику и создавать масштабные произведения искусства.
После учебы по распределению вернулся в Никольск и устроился преподавателем в художественную школу. Молодому специалисту пообещали оклад 70 рублей. На эти деньги было сложно содержать семью, поэтому с радостью согласился на предложение о трудоустройстве на стекольный завод.
- Тогда еще не думал, что вся моя судьба будет связана со стекольным делом. Постепенно стал постигать секреты и тонкости производства. Быстро понял, что явно не хватает знаний, поэтому принял решение продолжить образование. Меня не хотели отпускать, боялись, что останусь в северной столице. Но я пообещал руководству и сдержал слово. Закончив Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной вернулся на завод и десять лет проработал там главным художником. И не жалею. Создавал образцы и новые изделия для быта. Это и вазы, и кувшины, и фужеры. Так продолжалось до 1997 года, когда предприятие акционировали и мы оказались не нужны. Договорился о продаже нескольких станков и продолжил творить в подвале дома, - пояснил собеседник.
На ранних этапах творчества художник увлекался гутным стеклом, когда форма и декор изделия рождаются из расплавленной стекломассы. Пробовал свои силы в различных техниках обработки: глубокое травление, роспись стекла красками, матовая гравировка. Именно последняя, наиболее сложная и трудоемкая техника, стала излюбленной в творчестве Александра Фокина.
- Конец 90-х был сложным, но в то же время – интересным периодом. Это было время новых возможностей и профессионального роста. В 2001 году коллеги по творческому цеху пригласили меня в Чехию на международный симпозиум, где на стекле я выгравировал изображение японского художника Ёсики Такая. Эту работу высоко оценило жюри, а я получил гран-при как лучший гравёр Европы.
Пока проходило мероприятие я сделал порядка 80 набросков, которые произвели фурор среди присутствующих. На следующий день проснулся известным художником, - с юмором говорит Александр Фокин.
Александр Иванович обладатель золотой и бронзовой медалей Российской Академии художеств, удостоен звания Заслуженный художник Российской Федерации, является Почетным гражданином города Никольска.
Земляки благодарны ему за возрождение традиций художественного стеклоделия. Этому способствовали девять симпозиумов, которые в общей сложности посетили более 300 мастеров из регионов России и стран мира. Местная коллекция пополнилась десятками уникальных работ современных художников, чем не может похвалиться ни один музей в стране.
Сегодня Никольск является обладателем бренда «Хрустальное сердце России», который официально зарегистрирован Роспатентом. Александр Фокин приумножает славу малой родины и пропагандирует великую силу искусства на просторах России. Его творения находятся в Елагиноостровском дворце-музее Санкт Петербурга, в столичной галерее «Жизнь стекла», Самарской и Пензенских картинных галереях, музеях Калининграда и Тольятти, частных коллекциях России, Германии, Австрии, Чехии, Америки.
Ранее «ПензаСМИ» сообщало о знаковом событии, которое произошло в Самарской области в октябре. Местные журналисты с восторгом писали об открытии в городе скульптурной композиции. Она призвана увековечить память борца против фашизма Пальмиро Тольятти. Автором работы стал уроженец Пензенской области Александр Фокин. Воплотить задумку в жизнь ему помогли дети - Антон и Таисия, которые пошли по стопам отца.
- Бог даст, то продолжу сотрудничать с Тольятти. Глава города Николай Ренц планирует установить на набережной Волги памятник учителям. В стиле «Алых парусов», как в Питере. В задумке масштабный, яркий проект, над которым сейчас работаю. Если всё получится, то это будет новый центр притяжения туристов.
Раз уж заговорили о туризме, то продолжим эту тему. В Пензенской области действует прекрасный скульптурный парк «Легенда», но почему бы в Никольске не создать уникальный комплекс декоративно-прикладного направления. Нам есть, что показать и чем удивить гостей. Художники с мировым именем будут приезжать, работать и пополнять экспозицию. А в свободное от творчества время гости будут наслаждаться природными красотами нашего района.
Туристический потенциал Сурского края велик. Нужно этим заниматься. А как бы преобразились наши населенные пункты, если в них устанавливать инсталляции из стекла со специальной подсветкой…
Уверен, что искусство способно объединять, быть связующим звеном между народами. Это ценность, вне времени и пространства, политических и религиозных убеждений. Истинное творчество должно быть направлено на созидание, воспитание истинных ценностей, нести добро, быть в гармонии с окружающим миром и иметь чистые помыслы. Это и высокая ответственность. Как в гравировке, когда одно малейшее неверное движение и поправить рисунок на стекле уже нельзя, - подчеркнул член-корреспондент Российской академии художеств Александр Фокин.
Объединение состоит из уважаемых представителей так называемого «серебряного» возраста, которые работали на промышленных предприятиях, в учреждениях и организациях города Пензы, и сейчас являются частью мощной созидательной силы.
Объединение состоит из уважаемых представителей так называемого «серебряного» возраста, которые работали на промышленных предприятиях, в учреждениях и организациях города Пензы, и сейчас являются частью мощной созидательной силы.