Девушка с бас-гитарой привлекает больше внимания, чем просто девушка с гитарой. Невысокая хрупкая девушка с бас-гитарой притягательна вдвойне. Возможно, не во всех случаях, но в случае Таисии Гришиной - точно. Дополнительным контрастом становится мягкая сдержанность, которую тянет назвать скромностью, но нет: улыбка, готовая смениться лучистым смехом, дает понять, что это скорее сознательная приглушенность звучания. И все равно в процессе разговора немного удивляюсь тому, что моя собеседница уже четвертый раз выигрывает грант на форуме «Таврида». На этот раз она впечатлила жюри задумкой под названием «Школа ритма».

- Разумеется, «Школа ритма» - это не какое-то отдельно стоящее здание и не организация. Это скорее направление. Класс перкуссии, серия мастер-классов, конкурс «Ritmic» для ударных и перкуссии, который хотелось бы сделать ежегодным. Идея этого проекта у меня появилась буквально за несколько дней до форума, и оформляла я ее второпях. Хотя, конечно, на самом деле задумка назревала давно, потому что постоянно крутится в голове мысль о том, чтобы активнее вводить в наш оркестр перкуссионные инструменты.

Упомянутый детско-подростковый оркестр из примерно полутора десятков мальчишек и девчонок, который носит забавное название «ANANAS Band» и которым она уверенно руководит уже четыре года, к слову сказать, появился на свет благодаря первой поездке Таисии на «Тавриду» - и первому гранту. Следующие два были посвящены тому, чтобы закрепить результат, а четвертый можно считать уже шагом в сторону дополнительного развития.

- Перкуссия - это особая окраска, особый колорит звучания, и очень хочется, чтобы у нас в Пензе это появилось в большем объеме, в том числе, чтобы можно было использовать конги, бонго, бар чаймс, ковбелл, ксилофон…. И в нашем городе есть люди, которые помогут все это освоить как надо. А желающих поиграть - предостаточно! – говорит Тая.

- Кстати, нет такой идеи - сделать хотя бы пару номеров составом только из ударных инструментов и перкуссии?

- Да, то и дело меня об этом спрашивают, и я поняла, что, кажется, это точно надо сделать! Явно интересно будет.

Пока же реализация проекта будет состоять в том, чтобы открыть класс перкуссии на базе ДМШ имени Чеха - набрать желающих, купить инструменты (желательно хорошие, и на это нужны деньги, а их не так много), организовать класс... Вот такой переход из одной ипостаси в другую. Впрочем, работа организатора и администратора для Таи не в новинку - за четыре года, что существует «ANANAS Band», уже пришлось отведать ее с лихвой. Старшим коллегам остается только поражаться.

«Тая и Майя были, конечно же, очень заметными личностями в нашей музыкальной школе. Симпатичные талантливые сестренки-близняшки учились по классу гитары у Ольги Борисовны Одриной. На школьных концертах от них было не оторвать глаз: столько обаяния, любви к музыке, стиля, вдохновения и в то же время искренности и детской непосредственности. Они даже создали свою девичью рок-группу «Адамант». А сейчас вижу уже перед собой (кстати, мы занимаемся в соседних кабинетах) мудрого, зрелого, целеустремленного педагога-музыканта, очень талантливого и очень любящего свое дело. А еще сильную и самодостаточную личность! Как это все совмещается в маленькой хрупкой девчушке, руководящей целым оркестром? Наверное, это и называется найти свое призвание! Таечка его нашла», - говорит Светлана Орешкина, художественный руководитель учебного театра «УТРО».

Музыка для нее началась с семьи: отец - учитель по классу гитары, дедушка - баянист. Вместе с сестрой-близняшкой Майей довелось сделать первые шаги…. и первый важный выбор. Тая признается, что сначала хотела играть на электрогитаре, но так получилось, что в группу «Адамант», которую они организовали вместе с подругами, нужен был бас-гитарист. Кому-то из двух нужно было согласиться на четыре струны вместо шести, и это была Тая. Потом история повторилась в колледже.

- Не спорю, сначала я немного разочаровалась, думала: вот, гитара - это же круто, она на виду, сестра будет играть на ней, а я не буду… Это потом полюбила бас, и сейчас счастлива, что так все получилось. А тогда еще не понимала, какие возможности могут открываться в этом инструменте, больше думала о том, что при всей важности он не так на виду и что более тяжелый с точки зрения физической, - рассказывает Таисия.

- А на контрабасе пробовали играть?

- Конечно. В колледже контрабас был дополнительным инструментом. Правда, он еще тяжелее бас-гитары. Я занималась не совсем правильно и «переиграла» себе левую руку. Так что теперь очень редко за него берусь и если играю, то что-то несложное. Но с удовольствием!

- Много ли у вас образцов для подражания в мировой музыке, если говорить о бас-гитаристах?

- Мне очень нравится бас-гитарист «Red Hot Chilli Peppers» Майкл Бэлзари, также Брайан Бромберг, еще Ришар Бона… естественно, Джон Патитуччи, разумеется, Маркус Миллер и Виктор Вутен. Вообще многие «качовые» бас-гитаристы меня вдохновляют и являются для меня примерами для подражания. Опять же Антон Давидянц, который уже дважды приезжал в Пензу на фестиваль «Jazz May».

- Насколько вы вообще неравнодушны именно к джазу? Все-таки коллектив, которым вы руководите, играет музыку смешанную.

- Понимание и ощущение джаза пришло благодаря тому, что мы с сестрой в свое время решили поступать на эстрадно-джазовое отделение в колледж искусств. Хотя, если честно, о джазе имели мало представления. Но само слово звучало уж очень клево. Подлинное ощущение джаза у меня появилось от игры в нашем студенческом оркестре. Это был замечательный опыт работы с профессиональными музыкантами-иллюстраторами и прекрасным дирижером и руководителем Эдуардом Дмитриевым. Впоследствии друзья и коллеги знакомили меня с разными образцами этой музыки, и она мне нравилась все больше и больше. Сейчас понимаю, что слушаю не так много, как надо бы, потому что музыка помогает, музыка вдохновляет… когда у меня наступает спад, начинаю слушать своих любимых исполнителей. Вообще люблю заново переслушивать – свои любимые композиции.

Преподаватель и руководитель оркестра, она, хоть и не всегда находит необходимые четыре часа в день для оттачивания собственного мастерства, успевает играть в кавер-группе, а еще в джазовом женском коллективе «Jamberry». И видит в этом огромную пользу.

- Да, по образованию и по закалке я классический гитарист: больше приучена играть по нотам. Но, например, выступления с кавер-группой «Каверулли», проходящие на различных площадках Пензы, а также Саратова, Саранска и других городов, для меня тоже очень важны. Учусь слышать и включать скрытые ресурсы. И вообще я сценический человек, мне нужно выступать перед публикой. Хотя это очень разные сцены, конечно - если сравнить, скажем, с той же открытой площадкой фестиваля «Jazz May». И тем не менее.

Автору этих строк довелось впервые увидеть Таю не так давно: чуть больше года назад, во время спектакля «Бродский на троих» в Доме Мейерхольда. В ту пору она временами играла в составе группы «4.0.3». Один из участников этого коллектива, саксофонист Александр Исаев, делится своими впечатлениями от не очень продолжительного, но плодотворного сотрудничества:

«Тая - удивительный человек. Когда она улыбается, хочется жить. Всегда открыта, добра и позитивно настроена. Но при всей скромности и деликатности у нее твердый характер. Это видно по ее достижениям: выигранные гранты, руководство детским джазовым оркестром, преподавательская деятельность. Но самое главное, что она великолепный профессиональный музыкант. Мне посчастливилось с ней сотрудничать. Играть с Таей в одном коллективе одно удовольствие».

К слову, успех Таи на «Тавриде» заметил и губернатор Пензенской области, в официальном профиле которого в социальной сети Instagram появилась следующая запись: «Тая - выпускница Пензенского колледжа искусств, сейчас - студентка ПГУ, преподающая в музыкальной школе. Очень творческая девушка, успевающая не только учиться и работать, но и реализовывать интересные проекты. Таисия, так держать!!! Я, со своей стороны, всегда готов помочь. Пока ехал в машине, посмотрел несколько выступлений по теме. Очень необычно. Ритмический рисунок, определенно, завораживает».

Тая говорит, что готова пригласить главу региона на какое-нибудь из событий, которые будут связаны с ее «Школой ритма»:

- Например, обязательно хочу провести в феврале конкурс среди тех, кто играет на ударных инструментах. Конечно, есть безумная мечта устроить все это на красивой большой сцене – например, в ККЗ «Пенза». Но сначала надо все организовать: подготовку к отбору участников начнем уже по осени. Кстати, может быть, именно в рамках этого конкурса и устроим выступление ансамбля, в составе которого будут только барабаны и перкуссия!

Автор текста: Дмитрий ИНЮШКИН

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен