Художник Анатолий Стрелов: «Пензенские плакаты знала вся страна»
Он рассказал, как жили и творили представители жанра.

Фото: ПензаСМИ.
Продолжаем рассказывать о таком направлении изобразительного искусства, как плакат. Мы побывали в мастерской известного художника Анатолия Стрелова, который поделился интересными фактами о деятельности местных плакатистов.
Он окончил художественное училище имени К. А. Савицкого. Проявил себя и как плакатист, и как живописец. Входит в Союз художников России.
По словам Анатолия Стрелова, в 80-е годы Пенза была одним из центров такого искусства. А местных плакатистов знали по всей стране. Художник входил в группу «Плакат», которая была настоящей творческой лабораторией. О его коллеге Сергее Уварове «ПензаСМИ» рассказывало недавно.
«В других городах плакатисты жили более разобщенно. А мы регулярно встречались, брали определенную тему и работали, делились идеями. Вместе отмечали праздники. Новогодние плакаты – наша традиция, каждый должен был сделать и принести перед торжеством», – пояснил художник.
Анатолий Меркушев был признанным лидером содружества, а ядро составляли Владимир Белинский, Борис Ананьев и Анатолий Стрелов. Позднее присоединились Сергей Уваров, Николай Волохо, Леонид Клевицкий, Николай Мордовин. Периодически участвовали Евгений Соколов, Юрий Юдин.
«Говорить о пензенской школе плаката было бы опрометчиво. Но есть некоторые авторы, которые нас всех вдохновляли. Например, нам нравились работы Евгения Каждана. Перенимали идеи у мастеров, учились у них», – сказал художник.
ВЫСТАВКА СОБРАЛА МАСТЕРОВ СТРАНЫ
В Пензе проходили крупные мероприятия плакатистов. В 1984 году город принимал республиканскую выставку, собравшую лучших представителей жанра РСФСР. А в 1987 году пришел черед и всесоюзного мероприятия. Приехали десятки художников из Москвы, Ленинграда, Украины, Киргизии, Воронежа, Краснодарского края.
«Чтобы разместить сотни работ, пришлось проводить выставку сразу на трех площадках: в здании бывшей филармонии [сейчас – «Дом молодежи»], в здании кинотеатра «Современник» и в здании культпросветучилища.
Художники общались в течение нескольких дней, им показали музей в городе Белинском, свозили в «Тарханы». Такое общение благотворно сказалось на развитии жанра в Пензе, считает Анатолий Стрелов.
СТАТУС УЧИЛИЩА СЫГРАЛ РОЛЬ
Искусство плаката в Пензе получило развитие в силу ряда причин. Одна из них – высокий статус художественного училища, которое до сих пор считается по уровню образования одним из лучших. В 1960-1970-е годы учреждение получило мощный импульс. В Пензе творила плеяда одаренных живописцев, графиков.
Пензенское училище курирует Московский художественный институт имени В. И. Сурикова, поэтому сказывалось влияние и столичных мастеров.
«Я учился на оформительском отделении. Председателем экзаменационной комиссии был профессор института, народный художник России Олег Савостюк. Он увлекался плакатным искусством, и студентам привил эту любовь. Нам разрешили защищаться плакатами, чем я воспользовался. Написал для дипломной работы три плаката, посвященных народным промыслам», – вспоминает художник.
ТВОРЦАМ СОЗДАВАЛИ УСЛОВИЯ
С теплом собеседник вспоминает поездки в дома творчества, которые организовывали во времена Союза. «Творческие дачи» для плакатистов проводили в Ярославской области, Краснодарском крае. В течение нескольких дней участники занимались искусством, не отвлекаясь на бытовые вопросы. Общались, обменивались идеями. Организаторы отбирали лучшие плакаты на всесоюзные выставки.
Участие в международных и всесоюзных конкурсах, фестивалях – другая сторона жизни плакатиста. Победа в конкурсе была престижной, победителям выплачивали премии. Тему творческого состязания объявляли заранее. Тематика могла быть связана с Великой Победой, спортом, борьбой за мир, комсомольскими стройками.
«Пензенец Николай Волохо однажды занял второе место, а моя работа, посвященная Комсомольску-на-Амуре, получила поощрительную премию. Причем на конкурс присылали тысячи работ!» – говорит с гордостью Анатолий Стрелов.
С его слов, 80-е годы стали золотой порой творческой группы. Постепенно это направление стало угасать, а участники перестали собираться.
ХУДОЖНИКИ НЕ ЛЮБЯТ РАМОК
Стрелов рассказал, что плакатистов охотно брали на заводы. Нужно было готовить плакаты к годовщинам Октября, Победы, к Первомаю, делать объявления, оформлять машину к демонстрациям. Он с теплом вспоминает такой опыт.
«Несколько лет работал художником-оформителем в организации, отвечающей за электрические сети, затем – на хлебозаводе. Потом трудился по договорам с разными организациями: с больницей КИМ, школой №48, сельхозтехникумом в Мокшане. Изготовил несколько панно. В советские годы было принято украшать такими огромными плакатами фасады предприятий, домов».
Платили по договорам хорошо, но все зависело от звания художника. Играло роль и то, как автор сам оценивал свой труд. Порой творец хотел за плакат триста, пятьсот рублей, и если он был прославленным, то автору шли навстречу.
В советские годы художник-плакатист часто занимался работой, которую сейчас выполняют рекламисты и дизайнеры.
ПЛАКАТ – ЖИВ!
«Агитплакат в кризисе, выставок не проводят. Это объяснимо. Жанр родился после революции, главным его заказчиком была партия, пропагандировавшая таким способом свою идею. Не стало идеологии, перестал быть востребован и плакат, – рассказывает Анатолий Стрелов. – Но что-то выпускается и сегодня. Сами художники про плакат не забывают. Иногда эти работы можно увидеть на персональных выставках».
Добавил, что с началом СВО про плакаты советской эпохи вспомнили. Художники переосмысливают работы тех лет. Но изображения стали более простыми. У авторов в ходу компьютерные программы и фотографии, что упрощает профессию, делает ее менее творческой. Остается актуальной для представителей такого направления и тема Великой Отечественной войны. К юбилею Великой Победы наверняка появятся новые произведения, посвященные героизму предков.
С его слов, агитплакат не может умереть, пока нужно к чему-то призывать. На вопрос о том, нужно ли плакатисту быть талантливым или достаточно освоить навыки, уверенно заявил, что без дарования ничего не получится.
«Плакат прост только на первый взгляд, но мастеров – единицы. Чтобы написать пейзаж, достаточно навыка, а плакатист работает с образами, которые будут воздействовать на массы людей. Здесь нужно уметь думать! Для плаката важна идея, а реализовать ее можно разными изобразительными средствами – использовать портрет, предметы или символы».
Как отметил собеседник, плакат был востребован в эпоху, когда повсеместно воспевался человек труда. Такое искусство стремилось поддержать интерес к рабочим специальностям. В условиях дефицита кадров, необходимости возрождения ряда отраслей промышленности плакат может ожидать ренессанс. Во всяком случае, предпосылки для этого есть.
Напомним, «ПензаСМИ» объявило конкурс агитплакатов «Будем создавать!» (18+)