10 марта 2025 Мнения
4357

Сергей Уваров: «Плакат – это оружие, без пороха и запала оно не выстрелит»

Пензенский художник уверен, что время расцвета плакатного искусства – не за горами.


Фото: ПензаСМИ.

Редакция «ПензаСМИ» объявила конкурс агитплакатов о людях труда «Будем создавать!» (18+). Художникам – как опытным, так и начинающим – предлагается посредством плаката показать важность рабочих профессий. Мы считаем, что плакатное искусство по-прежнему актуально. Более того, сейчас, когда стране не хватает рабочих рук, – самое время вдохнуть в него новую жизнь.

Корреспонденты нашего издания побывали в гостях у одного из корифеев жанра – пензенского художника-плакатиста, члена Союза художников России, преподавателя Пензенского художественного училища Сергея Уварова, чьи работы в свое время были отмечены призовыми местами на многих всесоюзных и международных выставках.

– Сергей Анатольевич, некоторые считают, что плакатное искусство – вчерашний день. Пройдет еще немного времени, и жанр умрет. Что думаете по этому поводу?

– Не соглашусь. Можно сказать, что жанр плаката, в отличие от некоторых других видов художественного искусства, развивается по спирали. Периоды расцвета чередуются с периодами упадка. Есть теория, что вся наша история ведет себя точно также.

Мне повезло: когда я попал в «обойму» советских плакатистов, был период расцвета жанра. Шли восьмидесятые. В воздухе пахло переменами, свободой, говорили о перестройке, ускорении… Вся эта новизна пробуждала в нас творчество. Сюжеты плакатов были на грани скандала, слоганы – под стать сюжетам.

То же самое происходило в нашей стране и ранее. Например, один из пиков расцвета плакатного искусства пришелся на годы становления советской власти. Актуальны были социальные темы: борьба с нищетой, неграмотностью. Все это сопровождалось призывами вступать в партию.

Следующий всплеск интереса к жанру был в Великую Отечественную войну. С агитплакатов призывали записываться добровольцами в Красную армию, помогать фронту в тылу. Те плакаты помнят до сих пор. Их знает и молодежь, которая родилась через поколения после войны.

В 1950-1960 годы плакаты рекламировали прелести жизни советского человека. Показывали, как здорово работать на заводе у станка. И как плохо быть тунеядцем и пьяницей. Тоже был подъем.

Всякий раз плакатное искусство опиралось на мощную идеологию. Во времена СССР жанр считался одним из самых серьезных. В комиссиях, которые принимали решение о выходе того или иного плаката в печать многомиллионным тиражом, обязательно были высокопоставленные лица – вплоть до членов ЦК КПСС.

– Вернемся к тому периоду расцвета, который застали вы…

– В начале восьмидесятых во всем искусстве наблюдался подъем. И, конечно, на те годы пришелся очередной всплеск плакатного творчества. Пенза была одним из центров жанра, наряду с Ленинградом, Москвой и еще двумя-тремя регионами. В нашем городе была создана группа «Плакат», о которой знали во всем СССР.

Первая выставка группы «Плакат» состоялась в 1980 году. Я примкнул к ней позже – в 1983-м, как раз ко второй выставке. Выразить настроение времени плакатом – особенное умение. Тут нужен острый ум, краткость, образность. Мы собирались каждую неделю по четвергам. Наш организатор и идейный вдохновитель – Анатолий Меркушев, которого, увы, уже нет в живых, – давал тему, на которую мы делали ассоциативные упражнения. Иногда тыкали пальцем в газету, какое слово попадалось, такое и обыгрывали. А в следующий четверг должны были принести готовые работы. Такие упражнения мы сейчас практикуем со студентами в Пензенском художественном училище.

Группа «Плакат» была широко известна и развивалась. Мы постоянно участвовали во всесоюзных выставках, конкурсах. Работы пензенских мастеров этого жанра всякий раз попадали в тематические альбомы, которые к определенным датам выпускало издательство «Плакат» при ЦК КПСС. Наши работы были представлены на крупных выставках в Болгарии, Чехословакии, Финляндии…

Затем было такое понятие как «творческая дача». Оплачивалось это Союзом художников – и проживание, и питание, и инструменты, и материалы. Ты просто приезжаешь на «дачу» и два месяца только творишь. Одно из самых известных таких мест – Дом творчества художников «Челюскинская», что в Подмосковье. Был я там раза три, и это было прекрасно.

Но и строгий отчет, конечно, требовался. Ставилось задание – обычно за «дачный» период нужно было сдать минимум три работы на определенную тему. Через месяц приезжала комиссия, проверяла, как идут дела. Потом по окончании срока устраивалась крупная всесоюзная выставка, на которой плакатистам отводилось особое место – именно плакаты открывали экспозицию. Ярко, броско и емко. А уж после нас шли залы живописцев, скульпторов, графиков и так далее. То есть мы были в авангарде.

– Сейчас на плакатистов где-то специально учат?

– В советское время в Пензенском художественном училище было декоративно-оформительское отделение. Там учили. Сейчас я выскажу исключительно свою точку зрения, никому ее не навязываю, – у «чистых» живописцев мозги работают немножко по-другому. Я вообще не знаю живописцев, которые бы делали плакаты. Зато я знаю много плакатистов, которые занимаются живописью.

Потом декоративно-оформительское отделение разделили на две более узкие специализации – промышленную графику, интерьер. Промграфика включала в себя плакат, упаковку, фирменные стили, шрифты и так далее. А интерьер говорит сам за себя. Сейчас направления трансформировались в «графический дизайн» и «дизайн среды». Но суть осталась. Правда, ушла живость. Руками практически никто не рисует, все делают на компьютере. Я не против технологий, но считаю, что это не совсем правильно. Иногда нужен грубый мазок, клякса – порой случайная. Компьютер так не сможет.

– Сейчас, если я вас правильно понял, идет период упадка жанра. А когда ожидается подъем?

– Я уже и не помню, когда на всероссийском уровне проводился серьезный конкурс плаката. Местечковые есть. Но они, в большинстве своем, неинтересны. Или неправильно организованы. Раньше в состав организаторов конкурса обязательно входили министерство культуры России и Союз художников. Сейчас смотришь – кто учредил конкурс, кто эксперты и жюри? А там нет ни минкульта, ни Союза художников.

Но не будем впадать в пессимизм. Есть надежда, что мы постепенно заходим на новый виток спирали. И жанр плаката вновь ждет период расцвета.

При этом не нужно оглядываться на работы авторов из прошлого. Плакат уместен к своему времени. Прежде всего, плакат должен передавать острое ощущение сегодняшнего дня.

Но также существуют и «вечные» темы, которые волнуют людей во все времена, – любовь, сострадание. Тогда плакат живет долго, и это считается лучшим достижением художника.

Художник должен что-то подчеркнуть, заострить, где-то, может, высмеять. Но в любом случае плакат должен заставить человека остановиться и задуматься. Он должен мгновенно привлечь внимание.

Плакат – это оружие. В нем все важно: графическое решение – порох, слоган – запал. Не будет того или другого, плакат не «выстрелит».