Екатерина Удалова: «Фестиваль моды поможет в развитии событийного туризма»
Руководитель Центра креативных индустрий Пензенской области рассказала, как творческий подход может изменить регион.
Фото: penzasmi.ru.
Создаваемые творческими людьми события могут стать способом привлечения средств в экономику, способом продвижения региона и роста его привлекательности для молодежи.
О том, как выстраивается работа и какую помощь оказывает Центр креативных индустрий Пензенской области, в рамках «Делового завтрака» рассказала его руководитель Екатерина Удалова.
– Работаем с апреля 2022 года, наш центр – государственная организация, которая являемся частью проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес».
Наша задача – развитие креативного предпринимательства и креативных индустрий. Некоторые, заблуждаясь, считают, что мы занимаемся исключительно культурой. Нет, мы нацелены на поддержку креативных предпринимателей.
Что такое креативная индустрия? Это порядка 16 отраслей промышленности, в которых основная доля добавленной стоимости складывается на основе использования интеллектуальной собственности. Например, такими крупными мазками – это весь дизайн, IT, урбанистика, туризм, гастрономия, мода, народные художественные промыслы.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
– Какую помощь вы оказываете предпринимателям креативной индустрии?
– Есть несколько направлений работы. Их можно условно поделить на несколько блоков.
Образование. Это, в основном, прикладные образовательные программы, которые мы проводим по запросам самих предпринимателей. Подбираем экспертов, готовим мастер-классы. Например, это может быть просьба об обучении по переработке и вторичному использованию старой одежды, особенностям съемки товаров для маркетплейсов и так далее.
Меры поддержки. Сейчас на федеральном уровне для креативной индустрии разрабатывается нормативно-правовая документация. Я думаю, что примерно с февраля появится возможность льготного кредитования.
Также мы намерены войти в число пилотных регионов по кредитованию под залог интеллектуальной собственности. То есть чтобы займ выдавался не под твердый залог (здание, сооружение), а под интеллектуальную собственность.
Можно получить субсидию на выставочно-ярморочную деятельность, бесплатную фото- и видеосъемку товаров, на регистрацию товарного знака и так далее.
Работа с сообществом. Она проводится через событийные мероприятия. В этом году были гастрофестиваль «Вкус детства», вторая «Неделя моды», первый музыкальный фестиваль «Дифракция звука». Это направления, по которым мы продолжим работать.
ФЕСТИВАЛИ
– Что касается названых фестивалей – почему были выбраны именно эти направления: гастрономия, музыка, мода? Потому что большое количество людей хочет по ним работать?
– Во-первых, да, в Пензенской области много талантливых людей в этих сферах.
Если мы говорим про моду, то это, в принципе, одно из ключевых направлений деятельности по креативной индустрии в регионе.
По гастрономии пока есть много вопросов и пробелов, есть куда развиваться. Эта отрасль, безусловно, требует особого внимания. Мы провели гастрофестиваль, и будем через него в принципе раскачивать индустрию.
По музыке организовали фестиваль, потому что был запрос от профильных школ. Они обеспокоены падением спроса со стороны детей на поступление в музыкальные школы. Соответственно, нет детей в школах, нет детей в консерваториях, нет в будущем музыкантов.
– Вы получили отдачу от мероприятий?
– Да, безусловно. На «Неделе моды» у нас, если мы говорим об охватах, в 2023 году было порядка трех тысяч посетителей, в этом году – около пятнадцати тысяч. Это, соответственно, рост продаж предпринимателей. Это синергия колоссальная с другими некреативными отраслями.
За два года «Неделя моды» стала мероприятием, которое может превратиться в драйвер событийного туризма. И мы будем работать над этим. В следующем году планируем пригласить больше участников, увеличить в рамках «Недели моды» количество мероприятий, чтобы привлекать туристов.
У гастрофестиваля «Вкус детства» тоже был хороший результат. У всех восьми ресторанов, которые в нем участвовали, повысилась узнаваемость, объем посетителей. На фестивале они начали работать к 12 часам, и уже к 15 часам им пришлось докупать продукты – был огромный поток людей. Для молодых участников из пищевого колледжа это вообще, по сути, был старт в профессии, хорошая практика.
Что касается фестиваля «Дифракция звука», то вся целевая аудитория была охвачена, и мы получили очень хороший отклик от участников и зрителей. Музыканты никогда в жизни не играли таких произведений, они даже не представляли, что это возможно. Зрители никогда не слышали подобного. Самое главное: дети увидели, какие интересные эксперименты позволяет ставить музыка, как необычно можно подавать классические композиции.
– Позитивный отклик говорит о том, что у нас в Пензенской области не так часто проводятся яркие фестивали и мероприятия? Жители соскучились по ним?
– Я из Москвы, приглашенный эксперт, который занимается Центром креативных индустрий по контракту. Активно взаимодействую с коллегами из других регионов, поэтому мне есть с чем сравнивать. В Пензенской области жители давно не видели таких мероприятий.
Число посетителей «Недели моды» можно сравнить, пожалуй, лишь с днем города. Такого качества мероприятие, которое делаем мы, не делает здесь никто. Я не хвалюсь, а опираюсь на объективные данные, в том числе на отзывы жителей. По качеству наполнения мероприятий, их визуальному оформлению, уровню приглашенных гостей мы стараемся быть на уровне городов-миллионников. Повторюсь, большое значение имеет именно концептуальное наполнение мероприятий, а не картинка ради картинки.
Наша задача – наращивать эти фестивали и их охваты, потому что сами по себе все эти индустрии – гастрономия, мода, музыка – в ближайшей перспективе не сделают большой вклад в валовый региональный продукт, но они являются драйверами событийного туризма. Именно он может давать существенный вклад в ВРП.
УРБАНИЗМ
– За два года вы успели немного изучить Пензу и потенциал нашего города. Как думаете, что бы здесь могло еще «выстрелить»?
– Явно не хватает среды. И такое же мнение высказывают люди, с которыми мы общаемся на эту тему. Есть центр города, но немного отъезжаешь – и нет интересных мест для отдыха, времяпровождения. Поэтому на следующий год намерены активно заняться урбанистикой, проведем мероприятие совместно с Пензенским колледжем архитектуры и строительства.
Попробуем реализовать тактический урбанизм, когда из дешевых материалов изготавливается арт-объект, городская мебель. Делается временная конструкция, чтобы протестировать, нужна ли она городу и уместна ли именно в этом месте. Если объект не работает, жители выступают с критикой, то он убирается и делается что-то новое.
По сути, это является социокультурным проектированием: через подобные объекты мы понимаем, что нужно людям.
Создание интересной среды имеет большое значение для молодежи, которой важен разнообразный досуг.
ПРОДЮСИРОВАНИЕ
– На творчестве вообще реально зарабатывать?
– Креативное предпринимательство имеет свои особенности. Творческие люди, – прежде всего, творцы, а не бизнесмены. И сломить это практически невозможно.
Поэтому, если говорить про образовательные мероприятия, мы разработали программу, которая называется «Продюсирование в креативных индустриях».
Она заключается в том, что мы берем творца, оцениваем его работу на предмет возможной коммерциализации и дальнейшего роста. Далее подбираем ему продюсера – местного человека, который ментально не творец, а именно предприниматель, и может продавать, продвигать.
И добавляем к этой команде из двух человек еще одного – «большого продюсера» – федерального эксперта, который сам прошел путь роста и может поделиться ценными знаниями. Они работают вместе на протяжении месяца, итогом должен стать вывод товара на маркетплейсы.
– Как творческие люди могут выйти на вас, предложить свои идеи?
– Достаточно зайти в наши соцсети, там указаны наши прямые телефоны. Для встречи достаточно обычного звонка.