5 декабря 2024 Мнения
581

Павел Тачков: «Очень хочется сыграть на сцене простого рабочего парня»

Дело за драматургами – нужна интересная современная пьеса.


Фото: ПензаСМИ.

Павел Тачков – один из ведущих актеров Пензенского областного драматического театра. Служит здесь уже 24 года. В свое время успел поработать оператором на одном из пензенских телеканалов, а также был соведущим Аллы Тарховой в программе «Моя мелодия». Параллельно с основной службой у Павла есть и собственное детище – театр «Слово». В нем он и актер, и режиссер. В рамках проекта «Слово» Павел ставит музыкально-поэтические спектакли, которые непременно сопровождаются живой музыкой.

Но мало кому известно о первом образовании нашего героя. После окончания восьмилетки четыре года он отучился в механическом техникуме на специальности «Обработка металлов на металлорежущих станках». Неслучайно одной из тем беседы журналиста РИА «ПензаСМИ» с Павлом Тачковым стал образ рабочего человека в искусстве. В данном случае – на театральных подмостках.

– Павел, тебе приходилось играть человека рабочей профессии?

– Чтобы сыграть простого работягу, нужно быть знакомым с профессией. Мне кажется, это обязательно. Что такое станок – токарный, сверлильный или фрезеровочный – я представляю. Работал на них, проходил практику во время учебы. Причем на заводе «ЗиФ», за считанные годы до его закрытия. Честно скажу: очень хотел бы сыграть на сцене простого рабочего парня. Но такого опыта пока не было.

Нужны драматурги, которые бы писали хорошие, настоящие пьесы, посвященные рабочим профессиям. И тогда талантливые режиссеры захотят ставить эти пьесы, а обаятельные актеры будут играть в этих постановках. Думаю, зрители станут смотреть на новых Рыбниковых и Куравлевых, и кто-то из посетивших спектакль захочет стать героем нашего времени.

В шестидесятые годы в театре и с экранов ТВ рабочего показывали человеком героической профессии. Зрители верили: шли в рабочие, посмотрев на любимого актера. Для них он был примером. У сегодняшнего поколения – другие герои. Не то, чтобы они хуже. Я согласен с тем, что сейчас у нас в стране перебор с экономистами и юристами. А профессионалов-рабочих не хватает. Искусство может прийти на помощь. Повторюсь – нужна современная хорошая пьеса. Такая, чтобы и актер поверил в то, что здорово быть таким человеком, и зритель поверил.

Я бы с удовольствием сыграл такого парня. Запрос – к драматургам.

– Хорошо. А у тебя в драматическом театре есть роли любимые и не очень?

– Может быть, я открою секрет, но даже у народных и заслуженных артистов не так много любимых ролей. Ведь актер – зависимая профессия. Мы не выбираем роли, как многие думают. Режиссер выбирает нас на роли в спектакле. Скажем так – иногда роли совпадали с моим нутром, с моим темпераментом, моей психофизикой. Например, роль в спектакле «Поздняя любовь» по пьесе Александра Островского. Там все совпало. «Обыкновенное чудо» Евгения Шварца. Там я играл министра-администратора, которую в одноименном фильме исполнил Андрей Миронов. Еще одна «моя» роль – в «Квадратуре круга» Валентина Катаева.

Это я перечислил роли в архивных спектаклях. Сейчас, в текущем репертуаре Пензенского драматического театра, – спектакль «Куклы», где я играю герцога Альдукара. Вообще «Куклы» – знаковый спектакль. Не только для меня, но и для всего театра. Это постановка про актеров и для актеров.

– Если вернуться к теме современных пьес, о чем сейчас пишут или будут писать?

– Наверняка вскоре появятся пьесы о защитниках Отечества, о героях специальной военной операции. На сцену вернется патриотизм. Как только мы вместе со всем миром разберемся, кто прав, кто виноват, так и появятся пьесы. Театр – зеркало, которое отражает действительность. Все, что происходит в мире, мы играем на сцене. И только тогда мы понятны зрителю, и он нам верит. Если оторваться от действительности, кому мы будем интересны?

– У тебя, помимо основной службы в Пензенском драматическом театре, есть свой проект – театр «Слово». Что тебя сподвигло параллельно этим заняться? Было тесно в рамках драмтеатра, чего-то не хватало?

– Есть актеры, которые сталкиваются с проблемой реализации своих творческих сил, накопленного багажа. У меня в багаже много стихов. Наступил момент, когда я понял, что хочется этим поделиться со зрителями. Но как это сделать, каким образом? В какой форме все это подать? Я купил смокинг, пюпитр. Думаю – попрошу какого-нибудь музыканта, он будет играть, а я под музыку читать стихи поэтов Серебряного века. Сначала так и произошло. Но этого мне стало мало. И на смену композициям пришли музыкально-поэтические спектакли.

Чем отличается спектакль от композиции? Наличием сюжета. Есть отношения между героями, какой-то конфликт. В моих спектаклях обычно занято три человека. В них обязательно звучит живая музыка, никаких «минусов». Желательно, чтобы было чередование музыки, поэзии и песен. И по такой формуле строились и строятся все спектакли театра «Слово». Сейчас их вышло уже десять. У нас нет постоянного состава, кроме меня. Это всегда неожиданно и интересно – каждый раз новые люди.

И еще очень важны три момента: что звучит в спектакле (абы что я читать не буду – только любимое), где мы выступаем и с кем. Площадки обычно камерные. Люди – музыканты, профессионалы своего дела. Все люди, с которыми я играю, становятся моими друзьями. Так что театр «Слово» – это еще и способ дружить.

– Готовится очередная премьера?

– Да, это будет одиннадцатый по счету спектакль с красивым названием – «Последняя в мире любовь». Ставим совместно с губернаторским ансамблем солистов «Старгород». В спектакле – стихи Маяковского и песни Высоцкого. Две эпохи, два великих человека, два Владимира встретятся на одной сцене. Премьера состоится в середине декабря в новом корпусе краеведческого музея.

– Есть точка отсчета, с которой ведется история театра?

– Несмотря на то, что все началось гораздо раньше, официальной датой рождения театра «Слово» принято считать 5 июня 2018 года. Это был день спектакля «Бродский на троих» на сцене Дома Мейерхольда. Пожалуй, это любимая площадка. Сами стены так и шепчут тебе – твори. Это было накануне Пушкинского дня – Александр Сергеевич родился 6 июня. К тому же 5 июня – день рождения Наталии Кугель, которая в тот год любезно согласилась предоставить нам сцену.

– Раз уж мы заговорили о площадках, как ты оцениваешь их наличие в Пензе?

– Думаю, площадок достаточно, но их доступность, как для актеров, так и для зрителей, ограничена. Некоторые расположены слишком далеко от центра города, и не каждый, пусть и очень увлеченный человек, туда поедет. Другие площадки заламывают слишком высокие цены за аренду. Да и не каждого артиста туда пустят.

Поэтому скажу так: Пенза нуждается в доступных камерных площадках. У нас много творческих личностей. А показать себя по большому счету и негде. Хочется, чтобы в центре города появилась площадка для таких людей. Чтобы каждый день там что-то происходило. И чтобы стоимость аренды была доступной, а, может, вообще бесплатной. При этом не надо забывать о том, что театр начинается с вешалки. То есть эта площадка должна иметь красивый вход и комфортное фойе. Зрителю должно быть приятно туда войти – для него сеанс начинается у дверей…