Ректор Бауманки Михаил Гордин: «Инженерной ответственности по книжке не выучиться»
Сотрудничество Пензенской области и Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана является примером эффективной модели, когда промышленники и вуз видят друг в друге союзников и партнёров в решении общих проблем.
Фото: пресс-служба МГТУ им. Н.Э. Баумана, архив ПензаСМИ.
О сотрудничестве и о том, как воспитать грамотного инженера, шла речь в интервью ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана Михаила Гордина. По его словам, подписанный летом этого года на Петербургском международном экономическом форуме документ получил планомерное развитие. Одно из старейших высших технических учебных заведений России готовит кадры для высокотехнологичных отраслей науки и промышленности. Это актуально для Пензы, где активными темпами развивается станкоинструментальная отрасль.
– По взаимодействию с Сурским краем складывается хорошая история. Летом этого года наши студенты проходили практику на предприятиях станкостроительного кластера в Пензе, где побывали и наши преподаватели. Представители МГТУ им. Н.Э. Баумана смогли погрузиться в реальные производственные процессы, узнать, чем живут и что волнует станкостроителей, изучить их потребности. С сентября в нашем университете читает лекции кандидат технических наук, доцент Александр Липов, который курирует конструкторское направление на станкостроительном заводе.
Начало положено, и это радует. Дальше мы заинтересованы в поступательном движении. В следующем году уже десять практикантов направим в Пензу, а у себя ждем специалистов с завода.
– Бауманка позиционирует себя как университет полного инновационного цикла. Что подразумевает данная модель?
– Промышленности нужны не только конструкторы – обязательно должны вестись исследования, разработка, серийное изготовление. Мы системообразующий инженерный университет, и наши задачи – не только образовательные. В рамках Стратегии развития до 2030 года и далее мы видим себя плотно интегрированными в обеспечение технологического суверенитета, технологического лидерства нашей страны.
Смысл в том, что мы убеждены, что на территории университета нужно заниматься не только образованием, но и всеми этапами создания продукта. Это исследования на ранних уровнях готовности технологий, когда систематизируются знания; затем разработки – проектирование и создание устройств и систем под конкретную задачу или заказчика. И дальше по циклу – серийное производство и сервис. Соответственно, сотрудники университета с подключением студентов должны иметь практический опыт работы по различным проектам: в исследованиях, без которых в высоких технологиях сегодня невозможно быть конкурентным, в разработках, и даже в серии, пусть и не крупной. Таким образом студенты будут нарабатывать опыт на всех этапах жизненного цикла.
Суть ведь не только в навыках, а еще и в том, что на каждом этапе возникают разные взаимоотношения между людьми – теми, кто разрабатывает продукт, производит или эксплуатирует его. Все эти тонкости, как и понимание экономики проекта, студент должен усвоить. И, безусловно, он должен иметь представление, как его проектные решения воплощаются в жизнь. Тогда из стен вуза выйдет инженер не просто с дипломом, а с реальным опытом, который поможет ему быстрее стать боевой единицей завода, конструкторского бюро, научного института.
– Университет обладает серьезным потенциалом в качестве научного инжинирингового центра. Как данная работа соотносится с потребностями партнеров из числа промышленников?
– У нас сейчас больше 50 совместных с партнерами научно-образовательных центров и лабораторий. Много разных образовательных, научных, технологических программ, где студенты старших курсов, аспиранты могут наработать опыт – в настоящих, не игрушечных проектах.
Как я уже сказал, важно не просто научить ребят что-то конструировать или рассчитывать. Мало просто знать, как и в какой программе что делать, – они должны понимать, как общаются во взрослом коллективе. Рядовой студент предмет сдал, оценку получил – и дальше у него новая жизнь, другие задачи. В инженерном деле не так. Ты принял решение, достиг результата, этот результат остался и еще долгое время живет и догоняет тебя. Твои ошибки тебя догоняют и успехи тоже.
Инженер должен уметь принимать обоснованные решения и достигать результата, который станет базой для уже следующего решения. Это значит уметь брать на себя риск, принимать решения с риском в том числе для себя. И вот этот уровень ответственности понимание, что нельзя подвести ни коллег, ни заказчика, можно прочувствовать только в проектной работе. Инженер должен научиться быть частью сплоченной команды. Это все по книжке не выучишь, можно только на себе испытать. А это не менее важно, чем знание математики, физики или основ проектирования.
Еще все новое – это риск. Инженер – создатель нового, он не должен бояться рисковать. Однако риск должен быть обоснованным, разумным, опять же с принятием ответственности за результат. Опытный инженер или конструктор способен вовремя почувствовать этот баланс. Чем раньше он научится этому, тем скорее станет профессионалом.
– Кто он, студент легендарной Бауманки, и насколько сложно даются постижения наук молодежи?
– Все ребята разные. Не люблю, когда начинают делить на поколения X, Y, Z, и другие буквы. Это чистой воды маркетинг и придумано для продаж гаджетов или напитков.
Среди тех, кто сейчас учится в нашем университете, есть студенты, которые похожи на миллениумов, на шестидесятников, на представителей сороковых. Просто другое количество: там был максимум в одном типаже, а сейчас – в другом. Кстати, среди студентов есть и уроженцы Пензенской области.
Нам достаточно того сегмента, который готов к освоению знаний для получения наших профессий, разделяет наш подход и наши ценности. В Бауманку или МГУ не пойдут те, кто хочет стать блогером, юристом или криминалистом. Своих абитуриентов мы воспитываем целенаправленно, чтобы было максимальное совпадение между тем, кто придет, и тем, что мы им дадим за годы обучения.
К сожалению, есть и такие, с кем мы расстаемся. Причина в том, что они не справляются с материалом из-за отсутствия интеллекта и трудолюбия. Если нет ни того, ни другого, то шансов у нас учиться очень мало, а талантливые и трудолюбивые нормально заканчивают университет. Они выбирают свою дорогу и всегда находятся на связи с альма-матер.
Хочу отметить, что у нас нет внутреннего рейтинга студентов, но мы поддерживаем групповую историю – нашим выпускникам знакомо чувство локтя и помощи в любой ситуации. Мы изначально воспитываем командный дух и культивируем Бауманское братство. Это суть инженерного подхода – есть команда, и она побеждает. Наши великие выпускники, такие, как Королёв или Туполев, многие другие – все они олицетворяли коллективы. Такова природа инженерного труда, и она у нас в крови. Именно поэтому, наверное, в большинстве своем инженеры не пытаются есть друг друга, идти по головам или выделяться, а доказывают свою состоятельность созиданием и работой во благо.
– На Ваш взгляд, что необходимо для популяризации инженерного образования?
– Очень актуальный сегодня вопрос. Чтобы ребята выбирали физику, математику и информатику, надо с 5-7 класса прививать им интерес к этим предметам. Проблема еще и в том, что при растущей престижности профессии инженер остается относительно низко оплачиваемым, а взрывной спрос на инженеров шел вразрез с сокращением числа сдающих ЕГЭ по физике и профильной математике. Однако в этом году ситуация улучшилась.
Это заметно уже по тому, что у нас, например, вырос средний проходной балл – на 10%. Причем больше ребят выбрало именно машиностроительные, приборостроительные, космические специальности. Связано это и с тем, что у нас после ввода кампуса стало больше мест в общежитиях, и мы теперь сможем принимать больше талантливых ребят из регионов.
Все это в комплексе – результат общей работы по пропаганде инженерного образования, которую ведут не только вузы, но и ведомства, и общественные организации, и школы, и пресса.
– Михаил Валерьевич, что можно пожелать будущим абитуриентам?
– Выбирать не специальность, а университет. Например, журналистом можно стать, закончив любой гуманитарный вуз, а настоящим профессионалом-международником – только в таком университете, который откроет серьезные стартовые возможности в профессии. Не нужно бездумно стремиться в ИТ, где желающих в переизбытке. Мой совет: заранее выбрать пять устраивающих вас направлений подготовки, расставить акценты и обозначить подстраховочные варианты. Можно ведь подать еще и в разные вузы. Ставьте цели и добивайтесь их. Поступить к нам реально не только москвичам, но и ребятам из регионов – нужно сдать хорошо ЕГЭ или через олимпиаду.
Главное – определиться с профессией, причем чем раньше, тем лучше. Если у ребенка душа лежит к конструкторам, ему интересно модели разные мастерить, и руки растут откуда надо, стоит развивать эти навыки и обязательно учить точные науки. Мой совет детям: учите физику! Это фундамент инженерной работы. Поначалу она может казаться скучной, но именно она потом поможет превратиться из рабочего в инженера. Об этом нужно задумываться уже подросткам – не распылять себя на окружающие соблазны, а учиться.
– Планируете к нам в гости приехать?
– С удовольствием. Много хорошего слышал о Сурском крае, очень интересный промышленный регион. Летом познакомился с губернатором Олегом Владимировичем Мельниченко и генеральным директором «СтанкоМашСтрой» Олегом Александровичем Кочетковым. Знаю, что у вас живут неравнодушные люди, которые своим трудом прославляют малую родину.
Хочу пожелать пензякам оптимизма и веры в достойное будущее, а области – дальнейшего развития, процветания, перспективных инвестиционных предложений и новых производств, создания достойных рабочих мест и роста благосостояния населения.