12 октября 2024 Мнения
176

Писательница Ольга Малышкина: «Современных детей вряд ли заинтересует Жюль Верн»

Она поделилась мнением о том, как привить подросткам любовь к чтению.


Фото: ПензаСМИ.

Детская писательница Ольга Малышкина побывала в Пензе на фестивале книжной культуры «Алло, Лермонтов?» (0+), которое реализуется в рамках гранта Президентского фонда культурных инициатив. Ее главные литературные герои петербургский кот по имени Брысь и его друзья. Книга «Брысь, или Кот Его Высочества» (12+) вошла в список лучших художественных книг, изданных в 2016 году, по решению большого детского жюри в рамках книжного конкурса «Книга года: выбирают дети». Ольга является не только «мамой» Брыся. Она – член Российского союза писателей и Международного творческого объединения детских авторов.

Мы поговорили с ней о современном российском рынке детской литературы, а также о том, как прививать детям любовь к чтению.

– Как бы вы охарактеризовали современный российский рынок детской литературы?

– К сожалению, он переполнен книгами зарубежных авторов. Крупные издательства не стараются находить и продвигать отечественных писателей, а их много, и среди них много замечательных. И если вы спросите ребенка, кого из современных авторов он знает, то в большинстве ответов прозвучат иностранные фамилии. Кроме того, на мой взгляд, на книжном рынке – просто засилье книг в жанре фэнтези. Конечно, фантазийный мир для ребёнка ближе. Да, они и сами живут в фантазиях, и мы в них жили. Но не должно быть перекоса. Сейчас на книжном рынке не хватает чего-то более реального, познавательного. Хочется, чтобы дети смотрели на отечественных писателей. Чтобы на книжных полках была не только переводная литература.

– То есть то, что мы с вами читали в детстве, отличается от того, что читает современное подрастающее поколение?

– Да. И очень сильно. Например, мы буквально выросли на романе Дюма «Три мушкетера». «Один за всех и все за одного» – для нас значит очень много. А многие современные школьники понятия не имеют, кто такие мушкетеры.

– А что бы вы порекомендовали читать детям?

– На автомате хочется порекомендовать что-то из классики: Жюля Верна или Марка Твена. Но нет. Это уже не мир нынешних детей и подростков. Дети растут в гаджетах, в компьютерах, в другой лексике. И это надо понимать. И если мы хотим привить ребенку любовь к чтению, уже нельзя сразу сажать его за Жюля Верна. Его книги безумно интересны, но с нашей точки зрения. А для современного ребенка это что-то очень далекое. Подбирая книгу нам, взрослым, нужно не только попасть в возраст ребенка, но еще и в контекст, в котором он живёт, в то, чем он увлекается и даже в язык. И когда у ребенка проснется любовь к чтению, уже можно предлагать и Жюля Верна, и Марка Твена.

– Приключения кота Брыся – это историко-фантастическая серия книг. Почему именно этот жанр и почему действия происходят в Санкт-Петербурге?

– Все от любви. Повлияли результаты многочисленных опросов подростков (и взрослых), которые выявили удручающее знание ими истории родной страны. Кроме того, мне это действительно интересно. Всегда хотелось покопаться в документах, архивах. На выбор места действия повлияла моя любовь к этому удивительному городу. А тут еще и коты эрмитажные в одну из наших поездок так удачно встретились: было раннее утро и семь эрмитажных котов прямо на наших глазах вышли понежиться на солнышке. Эта сцена и стала отправной.

– Ваши произведения основаны на точных исторических фактах. Это сложно для восприятия.

– Работая над книгой, я стараюсь полностью погрузиться в атмосферу времени: читаю воспоминания очевидцев событий, современников, личные письма, газеты, архивные документы. К счастью, в электронных библиотеках можно найти всё, что нужно. О декабристах, например, штудировала Уставы и программы всех обществ. Работать над историческим материалом безумно интересно, несмотря на то что набираются сотни страниц текста, из которых потом в книгу входит строчка-другая.

Но поскольку главные герои – животные, это хорошо ложится на детские восприятия. Читатель их глазами смотрит на события. Главный герой ничего не знает про нашу человеческую историю, также как и не знает юный читатель. Он не занимает чью-то позицию, он оценивает происходящее с точки зрения добра и зла, благородства и чести. Главное для меня – донести мысль о том, что хорошие люди всегда есть по обе стороны баррикад, независимо от социального положения и убеждений. Хороший – это тот, кто поможет в беде, хороший – тот, кто верен долгу и чести.