Этнограф Сергей Старостин: «Песни про березки лично я бы петь не стал»
Известный музыкант, телеведущий стал гостем пензенского фестиваля-конкурса.
Фото: РИА ПензаСМИ.
В Пензе состоялся Межрегиональный фестиваль-конкурс «Песни родной стороны» имени Заслуженного работника культуры РФ А. Г. Тархова. Состязание коллективов, исполняющих народные песни, прошло в рамках Приволжского культурно-образовательного форума «Жар-птица-Пенза». Почетным гостем конкурса стал мультиинструменталист, певец, этнограф, продюсер и телеведущий Сергей Старостин. В перерыве между прослушиваниями корреспонденту РИА «ПензаСМИ» удалось пообщаться с мэтром российской фолк-музыки.
- Сергей Николаевич, какие-то исполнители или ансамбли вас приятно удивили?
– Каждый конкурс обладает своей спецификой, конкретно этот создан для коллективов Приволжского федерального округа, поэтому выступают артисты из Саранска, Саратова, Нижнего Новгорода, Казани, Пензы. Представлены народные песни народов Поволжья. Соревнуется молодежь, которая недавно вошла в фольклорное сообщество или только входит в него. Прекрасно выступил коллектив из Саранска. Ребята поют в основном мордовские народные песни. Ансамбль состоит из первокурсников, но они работают с опытным педагогом, и результат заслуживает похвал. Хорошо, что ребята глубоко погружаются в материал, с которым имеют дело. Они проживают эти песни, а не просто исполняют. Хотя не всегда им хватает житейского опыта для осмысления материала. Чтобы донести всю полноту красок таких песен, нужно все-таки пожить, многое испытать.
– Фолк-музыка в нашей стране появилась 30-40 лет назад. Создаются новые коллективы, в том числе в таких жанрах, как фолк-рок, фолк-фьюжн, фолк-кроссовер. При этом некоторые группы или вокалисты получают известность, а другие, часто более талантливые, остаются в тени. С чем это связано?
– За время существования фольклорного движения в нашей стране так и не сформировались площадки, где бы такие музыканты могли себя представлять. В основном выступают на фестивалях. Нельзя сказать, что у нас концертные сцены заполнены фолк-музыкой. Медиапространство, в том числе федеральные телеканалы тоже не занимаются популяризацией этого жанра. Конечно, периодически появляются различные шоу, в том числе и фольклорные. Можно порой увидеть таких артистов и в известных телепрограммах, но это напоминает вспышку молнии – появились и исчезли. Например, имя Софии Горбуновой прогремело на всю страну благодаря выступлению в передаче Андрея Малахова. Хотя эта харизматичная девушка и прежде имела поклонников, выступая лишь на фестивалях или выкладывая ролики в интернете.
– С чем, по-вашему, связан оглушительный успех нашей землячки Татьяны Куртуковой? Ее песни в этом году звучат везде: из кафе, окон квартир, машин, что явно говорит о народном признании.
– В основном, люди у нее знают одну-две песни. Они попали в тренд, на них был запрос. Наше общество переживает непростой период: не только с точки зрения истории, но и культуры. Можно добавить, что в прежние годы сложилось свое отношение к народной песни, появилось советское творчество с элементами народной музыки. Песни упомянутой певицы упали на подготовленную почву – люди уже привыкли к такому жанру. Лично я бы никогда не стал петь про березки. Изучаю корневую музыку давно и скажу вам, что народных песен про березки довольно мало. Если не считать песни «Во поле береза стояла». Впрочем, люди, знающие ее полный сюжет, не слишком рады ее слушать. История, которую она передает, очень грустная.
– Как вы относитесь к смелым экспериментам с народной музыкой, например, к творчеству певицы Тины Кузнецовой?
– Она – молодец, ищет себя, свой путь в искусстве. Но, как всегда, традиционный материал сопротивляется, когда над ним производят такие эксперименты. Ничего страшного в подобных музыкальных опытах не вижу. Важно помнить, что традиция создавалась веками, она очень консервативна, а мы решили, что ее нужно перелопатить, как-то изменить. Весь вопрос в том, что из таких экспериментов получится в итоге.
– У вас огромный опыт этнографических экспедиций, собирания народных песен. Что вам запомнилось из вашей последней поездки?
– Два года назад оказался в экспедиции на Дону, в Волгоградской области. У есть нас начинание в Центре русского фольклора – мы возобновили подобные экспедиции. Они проводятся на средства грантов. В тот раз ездили по старым адресам и не прогадали. Как выяснилось, в некоторые станицах уцелела живая традиция исполнения народных песен. То есть люди поют их для себя, в обычной жизни.
– Осталось ли, что изучать музыкальным этнографам? Не исчезла ли народная песня под напором цивилизации?
– Все зависит от региона. Все-таки потенциал традиции сохраняется. Порой даже удается что-то отыскать в регионах, где вроде бы уже прекратилось бытование народной культуры. Но оказывается, что возникают коллективы, звучат старинные песни.
– В Пензенской области есть места, которые интересны в этом плане?
– У вас тоже есть подобные уголки. Например, фольклористам всей страны хорошо известны песни, записанные в селе Канаевка Городищенского района, селе Белынь Пачелмского района.