16 мая 2024 Мнения
4489

Владимир Фомин: «Цель работы уполномоченного – помочь человеку, чьи права нарушены»

Гостем редакции «ПензаСМИ» в рамках делового завтрака стал уполномоченный по правам человека в Пензенской области.


Фото: penzasmi.ru.

«ПензаСМИ» запускает цикл встреч с известными политиками, предпринимателями, спортсменами, активистами, интересными пензенцами в формате делового завтрака. Это возможность поговорить на важные темы, обсудить злободневные вопросы в неформальной обстановке. В деловой среде такое общение называют «встречами без галстуков».

Гостем нашего сегодняшнего делового завтрака стал генерал-майор юстиции, уполномоченный по правам человека в Пензенской области Владимир Фомин. Депутаты регионального Заксобрания утвердили его в этой должности в конце марта. До этого Владимир Владимирович трудился в следственных органах.

Дата проведения нашей встречи выбрана неслучайно: 16 мая 2008 года, 16 лет назад, в Пензенской области на сессии Заксобрания был назначен первый уполномоченный по правам человека. Им стала Светлана Пинишина.

– До назначения уполномоченным по правам человека вы 21 год работали в прокуратуре и Следственном комитете на разных должностях. Трудно ли сейчас менять направление деятельности?

– Нельзя сказать, что работа уполномоченным по правам человека и следователем кардинально отличаются. Если взять нормативную базу – обратиться к федеральному закону «О Следственном комитете Российской Федерации», то в нем указано, что задачей следственного органа является защита прав и свобод человека и гражданина.

Если мы возьмем региональный закон «Об уполномоченном по правам человека в Пензенской области», то в нем говорится, что этот институт учреждается в качестве дополнительной гарантии государственной защиты прав и свобод человека. То есть в основу работы следователя и уполномоченного, по сути, заложены одинаковые посылы.

Но, говоря о работе омбудсмена, необходимо учитывать одно важное уточнение. В том же региональном законе прописано, что уполномоченный осуществляет дополнительную защиту прав и свобод человека, не подменяя другие государственные органы власти, а лишь дополняя функции защиты.

– Владимир Владимирович, расскажите подробнее, чем именно занимается уполномоченный по правам человека? С какими вопросами к вам можно прийти?

– Вообще круг вопросов очень разнообразен. Если анализировать обращения по прошлому году, то поступали жалобы, прежде всего, по социальным проблемам. Их круг очень широк. Они касались обеспечения лекарственными препаратами, выплаты пособий, предоставления льгот и компенсаций. Также были вопросы образования, пенсионного обеспечения. Фиксировали обращения по защите трудовых прав, например, когда работодатель не произвел расчет с сотрудником после его увольнения.

Часто обращались по вопросам, связанным с проведением специальной военной операции: по предоставлению льгот и выплат, отпусков, прохождению реабилитации, поиску информации по пропавшим без вести, военнопленным. Также молодежь приходила с вопросами по прохождению срочной службы, в том числе альтернативной.

Работали с обращениями по выделению жилья для льготных категорий, например, для детей-сирот, по жалобам от людей, которые находятся в местах принудительного содержания.

Рассматривая жалобу, заявление или информацию уполномоченный имеет право запросить данные в государственном органе. Также мы можем помочь человеку разобраться в вопросе с юридической точки зрения – дать разъяснения, объяснить дальнейший порядок действий.

В своей деятельности уполномоченный имеет право инициировать проведение общественной проверки и экспертизы, в интересах неопределенного круга лиц или конкретного человека обратиться с административным иском в суд, в соответствующие органы с вопросами о возбуждении уголовных дел, об административных правонарушениях или дисциплинарного производства. Одновременно предлагать мероприятия по восстановлению нарушенных прав.

Согласно закону, омбудсмен при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.

Могу сказать, что все обращения, которые поступают в адрес уполномоченного, как правило, находят свое решение.

– Какие задачи ставите перед собой на этом посту? С какими трудностями столкнулись в первые дни работы?

– Последние четыре с половиной года я не жил в Пензенской области – работал в другом регионе, возглавлял Следственный комитет Приморского края. Поэтому для меня сегодня очень важно увидеть, чем живет население, какие существуют проблемы. Для этого провожу личные приемы, посещаю мероприятия, встречаюсь с активистами. Так, мы организовали круглый стол с представителями общественности – выслушали проблемы и предложения от военнослужащих, сирот, инвалидов. И такие встречи будут продолжаться.

Вторая задача, которую я ставлю перед собой, – дополнительное регулирование механизма защиты нарушенных прав и интересов граждан. То есть сбои в предоставлении социальных гарантий должны оперативно выявляться и устраняться.

Третья задача – правовое просвещение жителей. Уровень правовой грамотности населения я пока оцениваю на твердую «четверку». Считаю, что его можно повышать в том числе с помощью просветительских мероприятий и встреч. Здесь также ставлю задачу улучшить уровень информированности жителей о работе института уполномоченного по правам человека в Пензенской области. К сожалению, мы столкнулись с тем, что не все знают, с какими вопросами можно обращаться к омбудсмену. Намерены проводить круглые столы, делиться положительными примерами решения проблем – за годы создания института уполномоченного в Пензенской области их достаточно много.

Что касается вопроса о трудностях – я пока их не почувствовал. Государственные органы работают в тесной взаимосвязи, всю необходимую информацию по обращениям жителей получаем.

– Как видите роль общественности и молодежи в этой работе? Как вы говорили ранее, в числе своих первых мероприятий вы провели встречу с активистами и создали Молодежный совет.

– Действительно, я подписал положение о создании Молодежного совета при уполномоченном по правам человека в Пензенской области. Нужно понимать, что у молодых людей много специфических интересов и проблем. Чтобы постараться им помочь, важно наладить взаимодействие.

Вообще, в своей работе готов опираться на идеи и предложения общественников, которые часто знают проблемы изнутри. Даже на нашей первой встрече было много идей, мы поняли, на что обратить внимание, с чем следует работать. Такие встречи будут продолжаться в разных форматах.

– Судя по новостям, вы также за короткое время заключили ряд соглашений о сотрудничестве с силовыми структурами, органами власти, общественными организациями. Почему это важно? Что подразумевают эти соглашения, не будут ли они просто формальностью?

– Могу сказать, что за весь период существования института уполномоченного в Пензенской области было подписано 35 соглашений. То есть многие государственные органы вовлечены в процесс оказания правовой помощи. Я провел встречи с теми, с кем не было соглашений или документы морально устарели.

Законодатель наделил нас фактически функцией оказания бесплатной юридической помощи. Считаю, что должны быть даты, в которые будет проходить прием уполномоченного по правам человека и оказываться бесплатная юридическая помощь. Люди могут обращаться по разным вопросам, поэтому для консультации нужны различные специалисты, узкопрофильные юристы. О датах проведения будем оповещать на нашем сайте и в СМИ.

Мне очень импонирует, что некоторые ведомства, организации сами выходят к нам с предложениями о совместном сотрудничестве. В ближайших планах готовы обсудить соглашение с Пензенской епархией, чтобы помогать особо нуждающимся категориям – инвалидам, престарелым людям. Вместе с духовенством можно проводить встречи со школьниками, трудными подростками, рассказывая им о славной истории нашей страны. Просвещение имеет большое значение.

– Насколько вы открыты для общения с населением? Как к вам можно обратиться, прислать жалобу? Ведется ли работа в соцсетях и мессенджерах?

– Мы открыты для общения с жителями. На нашем сайте указаны все контакты – номера телефонов, адрес электронной почты. Можно присылать вопросы, записываться на личные приемы. Кроме того, мы есть в соцсетях [аккаунт «ВКонтакте» можно найти здесь и здесь] и мессенджерах [канал в Telegram – здесь].

Личный прием я провожу каждый третий четверг месяца. Но, если у человека проблема, решение которой не требует отлагательств, мы готовы найти возможность для встречи.

– Если изучать вашу биографию, то вы прошли большой путь от следователя прокуратуры до руководителя Следственного управления СК РФ по Приморскому краю. Почему вы выбрали именно эту профессию?

– Я рос на примере своего отца Владимира Васильевича Фомина. Он большую часть жизни проработал в следственных органах. Был начальником следственного отдела Управления Федеральной службы безопасности РФ по Пензенской области. Всегда приходил домой в форме. Часто брал меня с собой на работу на дежурство.

Мама Галина Владимировна Фомина работала в прокуратуре, районном и пензенском областном суде. То есть пример моих родителей заставил меня обратить внимание на эту профессию. Я рос в этой атмосфере и впитывал ее в себя. Плюс ко всему меня очень вдохновляли такие фильмы, как «Гардемарины, вперед!», «Офицеры», киноленты о трех мушкетерах. Я знаю их наизусть! Все они, по сути, – о борьбе добра со злом. Поэтому я выбрал профессию следователя. Мне было важно дослужиться до звания генерала, такую цель я поставил перед собой еще в детстве, когда видел этих статных офицеров, которые приходили к отцу в гости.

Сейчас все полученные знания и опыт готов применить на новой должности уполномоченного. Моя цель – помогать людям.