Преподаватель МГУ Татьяна Покровская: «Дети стали меньше читать классическую литературу»
Доцент Философского факультета рассказала об уровне подготовки современных участников олимпиад.
Фото: penzasmi.ru.
Как умение писать сочинения отражается на способности логично излагать мысли, как заинтересовать детей чтением и научить их успешно справляться с заданиями олимпиад по гуманитарным дисциплинам, в рамках интервью РИА «ПензаСМИ» рассказала доцент Философского факультета Московского госуниверситета им. М.В. Ломоносова Татьяна Покровская. Вместе с коллегами она посетила Пензу для проведения очного тура олимпиады «Покори Воробьевы горы» (подробнее об этом мероприятии – здесь).
– Вы участвуете в проведении олимпиады с момента ее создания. Расскажите, как за эти 20 лет изменился уровень подготовки участников?
– Как философ, обществовед говорить буду исключительно о гуманитарных специальностях. По моему мнению, уровень подготовки учащихся растет. Хотя бы потому, что ребята снова стали писать сочинения в школе, что дает умение четко, правильно, логично излагать свои мысли. Ребята могут создавать эссе. Это важно, потому что во время олимпиады, оценивая выполнение заданий, мы обращаем внимание на способность ребенка к аналитическому мышлению, к логическому изложению, структурированию материала.
Дети стали свободнее. Они излагают свою точку зрения на проблему, высказывают свое мнение.
Если говорить о проблемах, то сейчас, на мой взгляд, есть дети, которые все-таки плохо знают историю, классическую литературу. Дело в том, что в наших заданиях часто нужно приводить примеры, и многие их берут из бытовой жизни, мало обращаются к сюжетам из истории, произведений. Видно, что читают в основном отрывочные фрагменты в книгах.
Однако я не могу сказать, что это проблема школьного образования. Просто сейчас дети не ориентированы на чтение, особенно классики. Они осваивают совсем другое с помощью гаджетов, и это формирует фрагментарное мышление. Из Сети получают в основном практическую информацию, чтобы ее тут же использовать. Она неглубокая, часто поверхностная. Глубокие знания появляются, когда человек, проанализировав данные, сам доходит до правильного вывода.
– Как, по вашему мнению, можно мотивировать детей к чтению?
– Классическая литература была востребована в советское время. И мне как представителю старшего поколения, конечно, немного странно, когда на лекции я делаю отсыл к какому-то произведению Льва Толстого или Федора Достоевского, а студенты смотрят на меня удивленными глазами.
Но, с другой стороны, молодые люди мне говорят, что сейчас востребован другой способ получения информации. Возможно, они правы, это поколение людей с другими навыками и компетенциями. О том, как правильнее, можно будет судить только спустя время.
Однако я как человек консервативный все-таки считаю, что ребенка с детства нужно приучать к чтению. Здесь большая роль отводится именно родителям, которые в том числе являются примером для своих детей.
– Какими навыками должен обладать профессионал?
– Конечно, он должен иметь знания для работы в свой области. Но, кроме того, должен уметь общаться и контактировать с людьми, быть воспитанным.
Сейчас, к счастью, прошло время, когда человек недалекий, но с навыками купли-продажи мог добиться больших финансовых успехов. Теперь мало иметь знания в одной узкой отрасли, нужно обладать разными компетенциями, быть эрудитом. Обязательно владение компьютером, информационными технологиями. И, само собой, человек должен быть высоконравственным.
– Многие, поступая в московские вузы, не возвращаются обратно, и это беда регионов. Что, по вашему мнению, нужно делать, чтобы изменить ситуацию?
– Молодых людей нужно заинтересовать. Конечно, они хотят получить интересную работу. Им нужно жилье – у некоторых к моменту окончания вуза уже есть дети. Достойные бытовые условия, нормальная зарплата. Это банальные, но необходимые вещи.
Важно обратить внимание на тот факт, что талантливая молодежь, мотивированная на учебу и на труд, хочет именно интересную работу, нормальный уровень жизни.
В крупных городах, конечно, больше условий для самореализации и заработка. Но сегодня активно развиваются и небольшие населенные пункты. Я езжу по регионам и вижу, как из года в год ситуация становится все лучше – появляются новые детсады, школы, зоны отдыха, комфортные жилые комплексы. Это не то, что было в нулевые, когда разруха ощущалась во всем.
– Сложные ли задания на олимпиаде «Покори Воробьевы горы»? Как к ней подготовиться?
– По правилам олимпиад, когда составляем задания, мы не имеем права выходить за рамки школьного учебника. Но дело в том, что есть разные школьные учебники. Часто для успешного решения или ответа нужно обращать внимание на информацию в сносках, в приложениях и так далее.
Мы обращаем внимание на способность ребенка к рассуждению, аналитике, выражению своей точки зрения. Поэтому я ребятам советую: идите от себя, показывайте свое видение.
Как подготовиться? Читать учебники и размышлять, писать эссе (я сейчас про обществознание говорю). Изучив параграф, важно разобраться в категориальном аппарате, прочитать литературу, где дается более глубокая информация. Затем – написать эссе по теме.
Эссе не должно быть свободным полетом мысли. Ребенок должен определить основные понятия. Показать, как проблема развивалась, кто ее поднимал, и дальше уже высказать свою точку зрения. Тогда эссе будет воспринято хорошо.