10 февраля 2024 Мнения
8732

Проблема дефицита инженерных кадров. Дмитрий Пащенко поделился своим видением выхода из ситуации

Ректор ПензГТУ рассказал о системе практикоориентированной подготовки специалистов и трудностях при сдаче ЕГЭ по математике.


Фото: penzasmi.ru, снимки, предоставленные пресс-службой ПензГТУ..

В Пензенской области на фоне развития промышленности и внедрения новых производственных линий ряд предприятий столкнулся с серьезным кадровым дефицитом. Ощущается нехватка технических специалистов, в том числе – инженеров, конструкторов, технологов. О причинах случившегося и путях решения проблемы журналисты РИА «ПензаСМИ» поговорили с ректором Пензенского государственного технологического университета (ПензГТУ), доктором технических наук Дмитрием Пащенко.

– Конечно, мы знаем о возникшей проблеме. Это результат так называемой демографической ямы, снижения рождаемости – людей действительно стало меньше. Поэтому сейчас встает вопрос автоматизации, роботизации производств. Второй важный аспект – в целом, падение престижа технических специальностей. Молодые люди не спешат поступать на инженеров и конструкторов.

– Почему это произошло?

– Во многом это следствие перекоса той модели экономики, которая у нас была. Ставка делалась на укрепление рынков услуг, торговли. Производственный сектор экономики развивался не так стремительно. Это отражалось на востребованности технических специалистов и уровне их зарплат. Откровенно говоря, они были не самыми высокими.

Но сейчас ситуация исправляется. Мы потеряли доступ к дешевым товарам со всего мира, поэтому на первый план выходит развитие собственных производств. Меняется модель экономики. И это, я считаю, благо для нашей страны.

Большая роль отводится не сфере услуг, добыче и переработке полезных ископаемых, а именно производственным отраслям. Но везде есть инерция, поэтому нужно умело управлять процессом перехода.

Наша задача – создавать абитуриентам, студентам, выпускникам условия, которые позволят им быть конкурентоспособными на рынке труда, получать хорошую зарплату и иметь перспективы развития, карьерного роста.

– Что это значит, если конкретизировать?

– Я считаю, что вместе с предприятиями нужно открывать учебные лаборатории, тесно связанные с реальными производствами, получать от них учебно-производственные задания на разработку изделий. Это позволит студентам оттачивать свои навыки. Естественно, специалисты предприятий должны входить в учебный процесс в качестве преподавателей.

Мы сейчас активно работаем в этом направлении. Я уверен, что перспектива – создание симбиоза традиционного образования, которое развивается у нас на кафедрах, и практикоориентированного, которое включает отработку заданий, полученных от предприятий.

В настоящее время у нас создана лаборатория по направлению информационных технологий, прежде всего, это web-разработка. Следующий шаг – открытие лаборатории по машиностроению, обрабатывающей промышленности. Мы активно развиваем эту тему с заводами, но сложность заключается в том, что не все находят возможность для выделения специалистов для вузов, потому что, как и говорилось выше, есть дефицит квалифицированных кадров. Но я уверен, что совместно мы сможем найти решение.

Если все получится, мы максимально приблизимся к подготовке универсальных высококлассных специалистов.

– Повышение зарплаты на предприятиях может сделать машиностроение привлекательным для молодых кадров?

– Естественно, нехватка кадров ведет к повышению зарплаты в отрасли. Я уже знаю людей, которые переучиваются со строительных специальностей на машиностроительные. Для этого есть дополнительное профессиональное образование и магистратура. И наша задача – давать качественную подготовку.

– Прежде чем человек придет в вуз, он же должен захотеть стать инженером, конструктором, технологом. Как именно в школе вести работу, чтобы популяризировать профессию?

– У нас школы ориентированы на универсальность образования. Это неплохо. Школа должна давать знания на достойном уровне по предметам, чтобы дальше человек мог без проблем выбирать профессию.

Определиться со специальностью позволяет дополнительное образование. Дети могут пробовать себя в разных кружках и секциях. В профориентации помогают такие федеральные проекты, как «Билет в будущее» и «Код будущего», в которых мы тоже участвуем.

Почему я говорю именно про достойный уровень преподавания предметов? Проблема, с которой сталкиваются вузы, готовящие технарей, – низкий процент желающих сдавать единый госэкзамен по профильной математике. А без него нельзя поступить на техническую специальность.

Что говорят педагоги в школе: «Выбирайте базовый экзамен по математике, потому что его проще сдать». Действительно, уровень преподавания в ряде школ этого предмета таков, что профильную математику сдать трудно. Это мое мнение. Но таким образом мы теряем будущих инженеров. Они могут сдать физику, информатику, химию, однако если выбрали базовую математику, а не профильную, поступление на технические направления невозможно.

Конечно, есть те, что уходят после 9 класса, поступают в колледжи и техникумы. Если мы говорим о технических специальностях, то их осваивают в основном юноши. Сразу после этих учреждений они могут поступить в вуз, но и от службы в армии отсрочки у них нет. Поэтому, вернувшись через год после нее, у них выбор – повышать свою квалификацию в вузе или работать по специальности, полученной в колледже. Мы предлагаем им совместить и то, и другое, выбрав индивидуальную траекторию обучения в нашем университете. Это работает и на наше развитие, и на создание кадрового резерва предприятий, но не отвечает требованиям классического подхода к подготовке инженеров.

– Развитие промышленности невозможно без научных разработок. Есть ли у студентов интерес к науке?

– Есть стереотип, что наукой занимаются люди в возрасте, которые работают в НИИ или университете, и пишут какие-то непонятные статьи. Это не так. Наука – это систематизация знаний, позволяющая использовать свой опыт в дальнейшем для производства чего-то нового. Такой подход, наверное, более правильный.

У наших студентов интерес к науке есть. Это косвенно подтверждает и конкурс в аспирантуру, и количество научных конкурсов, в которых мы предлагаем студентам участвовать, и их результаты. Только за последний год шесть студентов выиграли грант Фонда содействия инновациям на создание студенческого стартапа. Это хороший результат. Заинтересованность выказывают и предприятия региона, при их поддержке мы четвертый год проводим научный конкурс «Вклад в будущее».

Но отмечу интересную тенденцию. Сейчас не все спешат патентовать свои разработки, регистрируют их как ноу-хау. Дело в том, что многие не хотят показывать свое изобретение обществу, потому что участились случаи кражи идей. Это мировая тенденция: кто быстрее сделал, внедрил, тот и победил на рынке. Поэтому иногда очень сложно получить свежую информацию. Ученые, предприятия буквально собирают ее по крупицам, посещая конференции, общаясь с коллегами. А это необходимо для дальнейшего развития.