Антон Столяров: «На операции в пензенский онкодиспансер едут из других городов и стран»
В медучреждении внедряют самые передовые методы диагностики и терапии рака.
Фото: РИА ПензаСМИ, пресс-служба областного онкодиспансера.
В Пензенской области в уходящем году выросло число заболевших онкологией. По данным регионального минздрава, ежегодно в регионе выявляется 6,5—7 тысяч новых пациентов. Корреспондент РИА «ПензаСМИ» решил выяснить, в чем причина сложившейся ситуации у главного врача областного онкологического клинического диспансера Антона Столярова. Разговор получился очень содержательным и интересным. Надеемся, материал будет полезен читателям.
– Антон Анатольевич, в уходящем году на территории онкодиспансера был построен лабораторно-диагностический корпус. Расскажите, пожалуйста, что собой представляет этот объект.
– Корпус включает в себя не только диагностические отделения, но и лабораторные, клинические. В новом пятиэтажном здании сосредоточится вся диагностическая база, полностью перенесем туда лабораторию, где будут делать гистологические и цитологические исследования, которые необходимо проводить перед операцией. Также там разместят аппарат УЗИ и эндоскопию.
Особенностью нового корпуса будет оказание помощи в условиях дневного стационара – общее число коек там составит 270. Четвертый этаж полностью займут такие отделения, часть коек будет отведена для тех, кому сделали малоинвазивные операции. Мы их и сейчас проводим, а теперь нам будет удобнее этим заниматься. Часть второго этажа тоже задействуем под дневной стационар. Пациенты будут получать химио- или лучевую терапию и уходить домой. Многие современные методики лечения уже не требуют круглосуточного присутствия в стационаре. Есть препараты, которые больные достаточно легко переносят. К тому же, оборот пациентов у нас достаточно большой.
Естественно, для жителей из районов пребывание будет круглосуточным. Немаловажно, что теперь гематологические пациенты, то есть с заболеваниями крови, получат отдельный прием. На первом этаже разместятся гематологические отделения для детей и взрослых, только в разных частях здания. Лаборатория тоже будет на первом этаже, что удобно.
Работу вели в рамках нацпроекта «Здравоохранение»: 860 миллионов рублей пошло на строительство и более 600 миллионов рублей – на оборудование. Основная часть – из федерального бюджета, но и региональные средства использовали.
- Когда новый корпус начнет оказывать помощь больным?
– Хочу отметить, что новый корпус нам передали с опережением на год. Это заслуга главы региона, который все делал для ускорения финансирования. Также нужно поблагодарить строителей за активность. Фактически корпус готов. В настоящий момент идет процедура лицензирования, специалисты оформляют документацию. Параллельно монтируем высокотехнологическое оборудование. Думаю, в самые ближайшие месяцы начнем принимать пациентов.
– Расскажите подробнее про новое оборудование корпуса.
– Наконец-то у нас появится своя ПЦР-лаборатория. Раньше материалы для исследований отправляли в Санкт-Петербург. Это требовало времени, были и другие неудобства. Теперь процедура станет доступнее для жителей. Благодаря молекулярно-генетическим исследованиям мы сможем сами определять, как лечить пациента, какие лекарства назначать. Потому что все современные таргетные препараты (точечная или прицельная терапия – Прим. ред.) без молекулярно-генетических исследований не назначают.
Помимо этого, в ПЦР-лаборатории еще планируем анализировать онкологическую напряженность наследования. То есть сможем выделить круг людей, у кого есть предрасположенность к онкологии. И зная свою генетическую напряженность, человеку будет легче предупредить заболевание. На основе анализов будем советовать профилактические мероприятия. Возможности лаборатории намерены использовать и в диагностике гематологических заболеваний.
– Самый больной сегодня вопрос в медицине – кадровый. Получается привлекать специалистов?
– Проблема существует, но мы ее решаем. Являюсь доцентом на кафедре онкогинекологии, урологии в Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Читаю лекции по онконастороженности. У нас очень много разработанных программ, где обучаются фельдшеры, терапевты. Таким образом, сами готовим для себя специалистов. Поставляет нам кадры и мединститут при Пензенском госуниверситете. Ребята оттуда регулярно приходят к нам в ординатуру на обучение. Есть и приезжие ординаторы, которые хотят остаться у нас работать. У наших докторов достойные заработки для периферийного региона.
Повысить привлекательность медицины без господдержки трудно. Нужно начинать искать кадры не в мединституте, а в школе. Для этого следует открывать больше профильных классов. На законодательном уровне стоит ввести дополнительные меры поддержки. Например, выделять жилье молодым специалистам, вводить дополнительное финансовое стимулирование.
С 2024-го года начнем привлекать к работе в качестве стажеров учащихся ординатуры. Если человек покажет себя хорошо, то после обучения получит должность врача-онколога. Важно повысить юридическую защищенность вузов. Дело в том, что некоторые выпускники разрывают целевые договоры. Они готовы выплачивать штрафы минздраву, лишь бы уехать в столицу, где высокие заработки.
– Руководство региона обнародовало и планы по строительству хирургического корпуса. Поделитесь деталями.
– Уже сделаны первые шаги. Проектно-сметная документация хирургического корпуса готова. Проект прошел все комиссии и получил положительные заключения. Здание корпуса будет девятиэтажным. Он расположится в непосредственной близости от старого корпуса. Но пока по этому объекту конкретики нет. Надеемся, что в наступающем 2024-м году его возведение начнется. Средства на проект понадобятся большие – несколько миллиардов рублей, поэтому должно быть принято решение на федеральном уровне.
– Губернатор Пензенской области Олег Мельниченко анонсировал создание ядерного центра. Что-то уже делается в этом направлении?
– Да, глава региона подписал протокол о намерениях по строительству данного объекта с организацией, которая специализируется на таких видах лечения. Проектно-сметная документация (ПСД) готовится. Площадь под строительство выделена. Двухэтажный ядерный центр появится со стороны улицы Стасова, где расположена автостоянка для персонала. Уникальность объекта в том, что там будет не просто ПЭТ-КТ (позитронно-эмиссионная компьютерная томография – Прим. ред.), но и циклотрон – аппарат для ускорения частиц, который применяется для производства радиоизотопов. То есть, будет самая современная диагностическая база, которая необходима для прогнозирования течения болезни.
Терапию тоже будут проводить с помощью изотопов. Там будут так называемые «активные палаты», где будут внутривенно вводить пациенту тот или иной изотоп, который будет аккумулироваться в опухоли. Это точечная лучевая терапия, которая применяется в самых современных медучреждениях. Результативность данного метода высокая.
Будет проводиться прием не только онкобольных, но и пациентов с сердечно-сосудистыми патологиями, неврологическими заболеваниями.
В 2024-м году специалисты планируют выполнить экспертизу ПСД и начать строительство.
– Насколько вырастет статус онкодиспансера, когда все перечисленное будет достигнуто?
– У нашего учреждения высокий уровень и сейчас, хотя работаем в старых корпусах. Наших хирургов знают за пределами региона, многие выезжают с мастер-классами по стране. Анализируем, сравниваем результаты с другими онкоцентрами Приволжского федерального округа. Мы практически ни в чем не уступаем. К тому же применяем самые современные операции и методы лечения.
Когда построят все вышеназванное, в Пензе появится крупный современный онкоцентр, который позволит нам еще активнее развиваться. Сможем выйти на новый уровень. Например, запланировано создание современной комбинированной операционной, где будет и компьютерный томограф (КТ), и ангиография (исследование кровеносных сосудов). Вероятно, будут делаться еще более уникальные операции. Даже сейчас к нам обращаются пациенты из других регионов и стран. Удивляться нечему – уровень помощи у нас высокий, а проводим операции по программе ОМС.
Онкодиспансер гордится своими сотрудниками. Если им помогать развиваться, то результаты превосходят все ожидания. Стараемся предоставлять им такие возможности. За этот год наши врачи стали участниками более 50 мероприятий: конференций, семинаров для хирургов, химиотерапевтов, диагностов. При этом были и практические занятия – доктора принимали участие в операциях. С ведущими онкоцентрами страны у нас заключены соглашения о сотрудничестве. Изучаем уникальные, передовые методики, ищем, что можно еще внедрить в нашу практику. Нужно помнить, что настоящий врач учится всю жизнь.
– В регионе образовано несколько центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП). Вы с ними взаимодействуете?
– ЦАОП сделали онкологическую помощь более доступной. На сегодня в области девять таких центров. Теперь пациенту необязательно выезжать в Пензу, многое можно решить на месте. Эти отделения онкослужбы создают в учреждениях, где есть диагностическое оборудование. Взаимодействуем с ними постоянно. Наши врачи участвуют в обследовании больных – консультируют врачей с помощью телемедицины. Кроме того, благодаря такой системе человек получает возможность не только выявить опасное заболевание, но и регулярно наблюдаться. В этих центрах уже не ограничиваются диагностикой, сегодня там проводят химиотерапию.
– Пензенская область давно в числе лидеров по заболеваемости онкологией. Сколько всего у нас таких пациентов, чем вызвана такая ситуация?
– Всего на учете в регионе стоят около 43,5 тысячи пациентов с различными видами онкозаболеваний. Сейчас наиболее распространен рак легкого, затем идут онкологические патологии пищеварительной системы. Стоит упомянуть рак поджелудочной железы, в последнее время его диагностируем очень часто. Эта форма очень агрессивна, она быстро развивается. Именно от этого рака скончался Стив Джобс, который был далеко небедным человеком. Однако на ранней стадии такие пациенты операбельны.
Кроме того, у женщин весьма часто выявляется рак молочной железы, у мужчин страдает простата. По-прежнему много пациентов поступает с заболеваниями кожи: с меланомой и базально-клеточным раком. Благодаря новым технологиям оба вида болезни сдают позиции. Успешно используем лучевую терапию и фотодинамический метод.
Есть много факторов, которые влияют на рост заболеваемости. Пензенская область – возрастная, то есть у нас много пенсионеров – у этой части общества активность раковых клеток выше. Сказывается и качество воды, пищи. В нашем регионе вода с высоким содержанием железа, что постепенно подрывает здоровье.
Проводился опрос, который показал, что в рационе жителей области преобладает мясная продукция: колбасы, копчености. А вот потребление овощей и фруктов недостаточное. Такое меню зачастую провоцирует колоректальный рак. Не зря говорится, что полезнее всего пища, приготовленная из местных продуктов. От родителей мы получаем набор ферментов для переваривания, а в их рационе не было экзотики. Важно помнить это при составлении рациона.
Парадоксально, но факт – численность больных увеличилась и благодаря тому, что повысилась выявляемость заболеваний. Многие проходят диспансеризацию, у нас есть свои скрининговые программы: организуем дни открытых дверей по раку шейки матки, молочных желез.
Кроме того, по нашей инициативе был создан так называемый онкодесант. Сотрудники диспансера выезжают на промышленные предприятия, где обследуют персонал. И такие выезды дают результаты – недавно шесть пациентов с опасной болезнью выявили на крупном производстве. То есть, мы удачно дополняем программу по диспансеризации.
Читайте также: Пензенцам представили график работы медицинских организаций в новогодние праздники