21 июня 2018 Мнения
1924

Валерий Комаров: «Пенза - идеальное место для чемпионата России по дрэг-рейсингу»

В преддверии третьего этапа регионального Кубка корреспондент РИА «ПензаСМИ» встретился с организатором гонок.

Дрэг-рейсинг существует в мире уже довольно давно. Особую популярность эта разновидность автоспорта снискала в США, где спринтерские заезды на 402 метра проводят уже более полувека. В России дрэг-рейсинг появился относительно недавно и по первому времени оставался полулегальным, а подчас откровенно скандальным из-за конфликтов с полицией: ведь тогда соревнования проходили на дорогах общего пользования.

Такая же картина была несколько лет назад и в Пензе. Однако с 2014 все изменилось. Тогда индивидуальный предприниматель Валерий Комаров решил вывести любителей скорости из подполья. Корреспондент РИА «ПензаСМИ» встретился с отцом официального пензенского дрэг-рейсинга и поговорил об истории соревнований и перспективах развития.

- Валерий Александрович, как вы узнали об этом виде автоспорта и почему решили организовать чемпионат?

- Когда в 2007-м гонял машины из Прибалтики, то впервые побывал на дрэге в Литве. Там, конечно, все было на уровне – организация, безопасность, трасса, инфраструктура. Но тогда не зацепило меня. А потом спустя семь лет узнал, что сын ездит на покатушки рядом с Воскресеновкой. Расспросил его, что к чему, и он предложил поехать с ним. Помню, меня поразило, сколько машин там было. От места парковки шли до старта еще метров 150. Вот там впечатлила атмосфера, да и сын дал жару, выиграв, по сути, на стандартной машине. И я загорелся идеей организовать официальные соревнования. Но для начала, по совету хорошего друга, который нам автомобиль настраивал, решили посмотреть, как у других. Поехали на дрэг-рейсинг в Рязань. Я как увидел, какие тачки на старте, сразу понял, что ловить нам тут нечего. В призы попасть не удалось сыну, зато набрались опыта. Потом в Саратов съездили, где познакомились с местными гонщиками. А когда вернулись в Пензу, я занялся нашим чемпионатом. Непросто было. Куда ни сунься, везде деньги нужны. Примерно полмиллиона потратил, чтобы провести три этапа. Хорошо еще знакомые помогли, а Рафик Ибрагимов позволил проводить заезды на дороге в городе Спутник. С полицией только после первого этапа недопонимания возникли, но ко второму усилили меры безопасности и смогли договориться. Да и спонсоры подтянулись, так что можно было хоть подарки вручить победителям.

- И что было дальше?

- В 2015 году получилось провести только один этап, поскольку гонять негде было. Про аэродром в Сосновке я знал, но тогда мне отказали. А в 2016 году познакомился сенатором Виктором Кондрашиным и мэром города Юрием Кривовым. Последний мне и сказал, что нужно шоу сделать в городе. Помню, как пришел в администрацию обсуждать проведение дрэг-рейсинга в Пензе, а там и замы, и спорткомитет, и от безопасности представители. И меня спрашивают, зарабатываю ли я на этом. Когда сказал, что нет, то вижу, что они меня слышат, но не понимают. В открытую сказал, что у меня сын занимается этим видом спорта. Занимался бы шахматами, чемпионат России по шахматам провел бы. В общем, в 2016 году мы устроили четыре полноценных этапа, один из них, который прошел прямо на улице Гагарина, помогли организовать городские власти. Тогда, кстати, посмотреть гонки собралось порядка четырех с половиной тысяч зрителей. А 2017-м уже все этапы обосновались на аэродроме ДОСААФ. Там с руководством уже лично договаривался, потому что областное министерство спорта ничем не смогло помочь.

- Надо полагать, личное участие - это не только договоренности?

- Конечно! Сами занимаемся подготовкой подъездных путей, взлетную полосу ремонтируем, на которой гонки проходят. И все это за свои деньги. Так что если кто-то думает, что мы зарабатываем, то глубоко ошибается.

- А спонсоров не получается привлечь? Все-таки зрители приезжают на соревнования, причем зачастую в большем количестве, чем, например, на другие виды спорта.

- Я разговаривал с разными людьми - из автосалонов, магазинов, топливных компаний. Ну вот неинтересно им. Никто не хочет вкладываться, хотя речь не о баснословных суммах. Любой спорт без спонсоров существовать не может. Так же, например, у нас регби гибнет. Хожу и объясняю, что молодежь ведь занимается. Не по подъездам трутся, а машины строят и на них соревнуются. Но на это везде отвечают, что на автоспорт денег нет.

В этом году первый этап сложился, потому что пускай 30 тысяч на этап, но руководитель одного из автосалонов выделил. Плюс за билеты мы собираем. Хотя некоторые люди меня по-настоящему удивляют. Были случаи, когда человек подъезжал, узнавал цену билета и разворачивался. Хотя 200 рублей не такая большая сумма. Мы эти деньги тратим на проведение соревнований и ни копейки с билетов не уходит в карман. Даже если что-то и остается, то переходит на следующий этап, чтобы меньше от кого-то зависеть. Были бы спонсоры, то не вопрос, бесплатный бы сделали вход, но пока билеты нужны, чтобы покрыть расходы.

- Не имеет ли смысла вернуться, если не в город, то куда-то поближе к Пензе? Чтобы зрителей было больше, да и у спонсоров заинтересованность появилась?

- Да, но это не так просто. Во-первых, громкие машины, а значит, возле жилых домов не проведешь заезды. Во-вторых, перекрыть улицу тоже нелегко, потому что нужно учесть интересы многих людей. Если говорить про город, то есть хороший участок на Окружной – от улицы Карпинского и до Зеленодольской. Можно хоть чемпионат России провести. Но там свои сложности - на время соревнований придется перекрыть заправки. Ну и, само собой, на улицах нужны совсем иные меры безопасности. Так что здесь не обойтись без помощи властей, и считаю, что это в их интересах. Это же дополнительная возможность поднять имидж Пензы. Если бы администрация помогла провести соревнования в городе, то я бы обзвонил всех, кого знаю и к нам приехал ли бы такие машины, которых здесь никогда не видели. Можно, кстати, договориться с аэропортом. Во многих городах соревнования проходят на запасных взлетных полосах. Но опять же власть должна подключиться. Почему не проводить кубок губернатора, как это делают в других регионах? Пенза - это вообще идеальное место для чемпионата России, поскольку мы практически в середине находимся между городами, откуда едут участники.

- Во время первого этапа руководитель региональной федерации автоспорта Александр Цыганов рассказал, что на один из этапов в Пензу могут приехать представители российской автомобильной федерации и программы SMP Racing, которая занимается развитием в том числе дрэг-рейсинга в стране.

- Они ждут приглашения, потому что после чемпионата России, который прошел в Нижнем Новгороде, у пилотов появилось много претензий к организаторам. Но, чтобы не ударить в грязь лицом, нужно подготовить достойную трассу. Иначе люди посмотрят и скажут: «Вы куда нас привезли?» Может, и промолчат, конечно, но потом уже исправить первое впечатление будет очень сложно. А так-то у нас одна из лучших систем телеметрии, электронные табло для каждой полосы, прямой эфир с трассы в интернете. Многие пилоты подходят после заездов и благодарят, но добавляют, что покрытие надо делать. Так что нужно заниматься трассой, прежде чем кого-то приглашать. Понятно, что она убитая. Эту взлетную полосу еще пленные немцы строили. Но, если получится все подготовить, тогда, конечно, пригласим и серьезных гонщиков на семисекундных машинах, и представителей РАФ и SMP.

Ближайший этап регионального кубка по дрэг-рейсингу запланирован на 30 июня. Заезды уже традиционно пройдут на аэродроме ДОСААФ в Сосновке.