Наталья Сутягина: «Осталась недосказанность»
Интернет-портал «Пенза СМИ» продолжает публикацию интервью с олимпийскими героями Сурского края. Сегодня беседуем со спортсменкой, которая на главных спортивных Играх планеты не завоевывала наград, зато имеет в своем активе другое солидное достижение. Знакомьтесь – чемпионка Европы, многократная чемпионка России, участница 3-х (!) Олимпиад (2000, 2004, 2008), пловчиха Наталья Сутягина.
Фото: Наталья Сутягина.
- Всегда интересно знать, каковы были первые шаги чемпиона в спорте?
- Ну, надо начать с того, что я сначала попала не в плавание, а в другой вид. Моя бабушка работала с мамой Ирины Калининой на одном предприятии. Конечно, все ее знали в Пензе, то, что она завоевала золотую олимпийскую медаль, все хотели равняться на такую чемпионку. И у бабушки сразу возникла мечта, чтобы отдать внучку в прыжки в воду. Ирина Владимировна как раз завершила карьеру и стала набирать маленьких детей. И я попала в ее первый набор. Занималась прыжками в воду несколько лет, успехи были на школьном уровне. Но, как выяснилось, я была трусихой, боялась высоты. Когда все детишки бежали на вышку, прыгать «солдатиком» с 7-ми, с 10-ти метров, я шла, держась за перила, такой страх был! Это и стало причиной расставания с прыжками в воду, хотя у меня многое получалось.
- И только потом плавание?
- Я просидела дома полгода. Но энергии много, ребенок-то активный. Я, если дома в зал заходила, то обязательно с «колесом», не просто ногами. Пошли смотреть, куда меня могут взять в 8 лет. В художественную гимнастику поздно, на коньки – тоже поздно. Взяли в плавание, хоть ребята и там занимались уже несколько лет, все стили знали. И я стала их догонять. После прыжков физическая подготовка была хорошей, на воде я держалась, просто не знала технику. И, что самое интересное, мне долгое время не давался баттерфляй, тот стиль, который потом у меня стал основным в плавании. Он технически и физически более сложный, так что первые годы я выступала кролем, брассом, на спине. Но с годами, в результате огромного труда, баттерфляй стал выравниваться. Я почувствовала гребок, как тянуться вперед, стала прогрессировать. А потом на соревнованиях тренеры смотрели, что лучше получается. Именно на соревнованиях, потому что и на тренировке можно неплохо проплыть. Но на соревнованиях, когда настраиваешься, когда ты на адреналине, выясняется, кто ты – спринтер, стайер или середняк, какой вид у тебя лучше. И так на протяжении нескольких лет. Если ты плывешь баттерфляем по нормативу заслуженного мастера спорта, а «спину» - по кандидату, тут уже выбора быть не может!
- А потом победы на различных стартах, звание чемпионки России и, как следствие, попадание на Олимпиаду. Можно ли сравнить Сидней-2000, Афины-2004 и Пекин-2008?
- Мало быть чемпионкой страны, надо было проплыть по нормативу, попасть в годовой рейтинг. У меня все это совпало, и я поехала на Олимпиаду. Впечатление от Олимпиады ни с чем не сравнишь, это особенный праздник. Конечно, там есть соревновательный дух, но атмосфера теплая, дружеская. Как и было задумано в древние времена: должны закончиться войны. И честь страны защищают не армии, а представители в различных видах спорта, и все это на доброй, честной волне.
- Но это вне бассейна. А в бассейне, наверно, все по-другому?
- В бассейне кипят страсти, энергия! Выходишь, а там трибуны полные! В Сиднее была надежда на попадание в финал. Я проплыла по лучшему времени оба заплыва, и на предварительном этапе, и в полуфинале. Но даже этих секунд не хватило, другие были лучше готовы. Перед следующей Олимпиадой, в 2004 году я выиграла чемпионат Европы. По длинной воде, на дистанции 50 метров. Но, к сожалению, «полтинника» не Олимпиаде нет! (смеется) Естественно, было воодушевление, и на вторых для себя Играх я опять улучшила результат. Но все равно этого было мало, если уж улучшать, то качественно, более значительно. И на второй Олимпиаде я очень расстроилась, что не смогла себя реализовать. После полуфинала было чувство, что я могла еще быстрее. Недовосстановилась, что ли?
- Не было мысли закончить со спортом?
- Нет, такой мысли не было. Если бы я ухудшила секунды, если был бы откат, тогда, может быть. Но у меня постоянно шел прогресс, значит, это не предел возможностей! Мне было 24 года, и я поставила себе цель попасть на третью Олимпиаду. Поехала, и снова показала лучшие секунды. А еще у нас была сильная эстафета, и на нее делалась ставка, что мы сможем быть в «призах» Но заняли мы 5-е место. Конечно, это достойный результат, но наши результаты (эстафету, кроме Натальи Сутягиной, плыли Анастасия Зуева, Юлия Ефимова и Анастасия Аксенова – прим. ред.) позволяли быть третьими. Вот так не доплыла я до медали, осталась недосказанность… После Олимпиады поняла, что сил продолжать нет, больше моральных, чем физических. Тем более, возраст подошел, нужна семья, дети. И я сказала себе: «Хватит!»
- Как дался переход к обычной жизни?
- Первый год вообще к бассейну не подходила. Зато сейчас плаваю каждый день. За час до работы прихожу и плаваю. Все-таки потянуло обратно (смеется). Тем более, ехать никуда не надо, после того, как дети выросли, устроилась в СШОР водных видов спорта, курирую отделение прыжков в воду. Дети тоже продолжают спортивные традиции. Дочь Диана занимается художественной гимнастикой, а сын Дамир – самбо и прыжками в воду.
- Год получился сложным для всех спортсменов. Прыгуны – не исключение?
- Конечно, пандемия помешала тренировкам. Но дети и тренеры работали дома, тем более, что акробатика в прыжках в воду имеет большое значение. Тренировки проводились согласно расписанию он-лайн, дети получали задания, высылали видеоотчеты. Главные потери в подготовке понесли «вышечники». На вышке желательно перерывов не делать, потом ее тяжело «собрать», да и страх может закрасться. Но вроде бы дети восстановились, и сейчас ждут поездки на международные соревнования.