30 сентября 2019 Мнения
6857

Лариса Алексеева: «Спасибо Пензе за любовь к русскому танцу»

Художественный руководитель ансамбля «Вензеля» - о корнях и поисках, столице и провинции, новом и старом.


Фото: цхи.рф.

На вопрос о том, как прошла поездка во Владимир, где проходил всероссийский фестиваль русского народного танца «По всей России водят хороводы», художественный руководитель заслуженного коллектива народного творчества хореографического ансамбля «Вензеля» Лариса Алексеева ответила коротко: «Познавательно». Это емкое слово - свидетельство высочайшего уровня фестиваля - если учесть, сколько знает об этой теме заслуженный работник культуры РФ и лауреат премии Правительства РФ «Душа России».

- Всегда есть возможность увидеть что-то новое и интересное, всегда есть с кем пообщаться. Ведь конкурс по русскому танцу во Владимире – главный и самый престижный в России, на него приезжают из разных концов страны, от Калининграда до Владивостока. Он был основан в 1991 году по инициативе народной артистки Советского Союза, главного балетмейстера Государственного академического хора имени Пятницкого Татьяны Устиновой. Когда-то назывался «Праздник плясуна», когда-то его показывали по Центральному телевидению, потом менялась периодичность его проведения… А в 1999 году, когда Устиновой исполнилось 90, ею был учрежден Гран При, который теперь носит ее имя. И первый коллектив, его получивший – это «Вензеля», - рассказывает Лариса Алексеева.

Она подчеркивает, что владимирский фестиваль особенно ценен своим строгим подходом к конкурсной программе. Знаменитый афоризм Гете «Лишь в ограничении познается мастер» можно трактовать по-разному, но он касается и этих случаев, когда борьба за призы и награды идет по четко определенным правилам. Алексеева прекрасно знает, что бывает совсем иначе.

- Сейчас проводится много коммерческих конкурсов, когда организаторы тесно сотрудничают с турагентствами и, помимо собственной прибыли, больше озабочены тем, чтобы устроить участникам экскурсионно-развлекательную программу. Да, конечно, хорошо, когда можно не только поплясать, но и в аквапарк съездить. Вот только, увы, выступлениям при этом придается не столь большое значение. Читаешь положение о таком конкурсе – а там написано, что коллектив может исполнить два любых танца. Вот просто два танца, каких угодно. Даже продолжительность не оговаривается.

- А во Владимире?

- А там все строго. Есть конкретные задания – в частности, номер на основе региональных особенностей русского танца. Кроме того, состязание в рамках определенной формы: кадриль, хоровод, перепляс… Малая форма – когда количество участников в танце не превышает пяти человек. И все это берется не с потолка. Эти правила разрабатывают специалисты по хореографии, которые преследуют главную цель – не упустить те богатейшие и разнообразнейшие традиции разных областей, когда южный русский танец не похож на северный. И постоянно появляется что-то новое, и получается, что положение о конкурсе одновременно строгое, но и живое, не застывшее, не закостеневшее. Оно подталкивает балетмейстеров к тому, чтобы они вместе со своими коллективами развивались, анализировали, думали, менялись, а значит – совершенствовались. И вместе с этим чтобы развивался и жил русский танец. По крайней мере, его сценическое воплощение.

- Акцент здесь на слове «сценическое»?

- Конечно. К сожалению. Много вы видели, чтобы, к примеру, на свадьбах кто-нибудь танцевал что-то русское народное? Ну ладно, могу допустить, что где-то в деревнях в качестве музыкального сопровождения все еще используется гармошка – но вряд ли это подразумевает какую-то соответствующую пляску. Скажем, кавказцы свои танцы берегут, холят и лелеют. Русский народ рад заимствовать отовсюду, а вот свое лучшее при этом не сохраняет. И речь не только о хореографии.

В деле сохранения лучшего Лариса Алексеева добивается результатов, которые видны невооруженным глазом. В общей сложности все возрастные подразделения «Вензелей» сегодня насчитывают около трехсот человек, причем в качестве отдельного достижения она подчеркивает то обстоятельство, что сохраняется сильная мужская часть коллектива, чем могут похвалиться далеко не все:

- В московских коллективах, которые я вижу на фестивалях и конкурсах, с мужчинами вообще беда. Да и уровень сценических костюмов низкий, и постановок тоже. У меня вообще такое ощущение, что московские самодеятельные танцевальные коллективы остановилась где-то на уровне 60-70 годов прошлого века. Как подтверждение старого тезиса, что все интересное в России приходит все-таки из глубинки.

Весенний концерт, посвященный 85-летию ансамбля, собрал полный зал областной филармонии, причем билетов в кассе не осталось уже за десять дней.

- Честно сказать, сама была поражена этим аншлагом, - признается Алексеева, - но, вместе с тем, все вполне логично: как говорится, сначала работаешь на имя, потом имя работает на тебя. У «Вензелей» это имя есть. А Пенза была и остается одним из столпов русского танца. И я очень благодарна нашим жителям, что они его любят и уважают. Потому что такое происходит далеко не везде. В Сибири, скажем, народный танец в плачевном состоянии, там больше нацелены на современную хореографию.

- Кстати, как вы смотрите на смешение стилей, когда народные мотивы и движения переплетают с чем-то более модным?

- Я могу на это смотреть, могу оценивать, и что-то будет нравиться, а что-то категорически нет. Но делать такое сама – никогда. Меня это совсем не привлекает. Переживая за наши истоки, я буду за них бороться и – не слишком употребляемое нынче слово – их пропагандировать.

- Тем не менее, вы видите необходимость искать какие-то новые пути?

- Да, и при этом ничего принципиально нового придумывать не надо. Есть давно всем знакомое слово «спектакль». Фрагмент второго отделения в нашем юбилейном концерте, четыре номера – это как раз начало будущего спектакля. Я давно стремлюсь уйти от отдельных номеров, объединить их единой концепцией, но это сложно. Тем не менее, у нас есть наработки, которые, как уже сказала, были показаны широкой публике. Пока рабочее название – «От Петра до Катерины», поскольку задуманные нами живые картины и истории, воплощенные в танце, охватывают полгода календарных праздников от лета до зимы.

- Когда ждать этого спектакля?

- Трудно сказать. К сожалению, после операции на колене пока не могу двигаться в полной мере. А чтобы сочинить каждый новый элемент, мне нужно его ощутить именно в движении. Но в голове все уже расписано!

Автор текста: Дмитрий ИНЮШКИН