3 апреля 2019 Мнения
1804

Наталья Тескина: «Отбор на «Золотую провинцию» идет жесточайший»

Организатор традиционного театрального фестиваля рассказала о том, как восьмой год подряд жители Пензенской области получают возможность несколько дней смотреть спектакли коллективов из разных городов и стран.

Как говорил Волшебник в пьесе «Обыкновенное чудо», в трагических финалах есть свое величие: они заставляют задуматься оставшихся в живых. Международный театральный фестиваль «Золотая провинция», который в этом году пройдет в Пензенской области уже восьмой раз, впервые состоялся в 2012 году. И случилось это потому, что друзья, соратники и ученики режиссера Александра Калашникова задумались о том, как почтить память безвременно ушедшего Мастера, которого не стало летом 2011-го.

- Кто-то предлагал издать книгу, кто-то - сделать мемориальную доску... А я высказала мнение, что лучшим способом почтить память нашего друга и учителя будет продолжение его дела. Он был влюблен в театр, жил им, и театральный фестиваль стал бы прекрасным памятником, - рассказывает организатор «Золотой провинции» Наталья Тескина.

Много лет она сама играла в знаменитом театре «Бум». Уникальное детище Калашникова родилось из драмкружка, созданного на излете застоя, широко развернулось в пьянящие годы перестройки, когда невозможно было не пробовать что-то новое, а в девяностые, традиционно именуемые лихими, зародился фестиваль «Бумабарамбия», который жил до 2005-го. Все перечисленное Наталье знакомо не понаслышке. Однако участвовать в задумке и воплощать ее в жизнь, беря на себя львиную долю забот и ответственности за результат - разные вещи.

- Конечно, тогда поддержали не все - ведь ясно было, что дело непростое. Однако нашлись и те, кто взялись помочь… И да, спорить не стану, было сложно. Тем не менее, в том же году мы провели первый фестиваль, который тогда еще не имел собственного названия. А в 2013-м создали общественную организацию, которая своей основной целью ставила поддержание театральных традиций и развитие любительского фестивального движения. Безмерно благодарна Наталии Кугель: она как руководитель местного отделения Союз театральных деятелей не только меня поддержала, но и познакомила с Анастасией Ефремовой, помощь которой из года в год неоценима, - вспоминает Наталья.

Ефремова, дочь культового советского актера и режиссера, редактор журнала «Страстной бульвар, 10» и директор театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство», входит в число тех, кто придирчиво отсматривает все заявки потенциальных участников «Золотой провинции».

- Отбор идет жесточайший, и благодаря этому все уже знают, что у нас плохих спектаклей не бывает. Да и положение обязывает: мы не просто восьмой раз проводим свой фестиваль, но и вывели его на уровень международного. Кстати, в этом году ожидается очень особенная изюминка программы - берлинский театр «Русская сцена». Ребята привезут совершенно удивительную работу о Рудольфе Нурееве, - рассказывает Наталья Тескина.

В 2019-м «Золотая провинция» посвящена Году театра в России. Среди гостей фестиваля - Центральный Дом актера имени Яблочкиной, Московский драматический театр Сфера, Открытый театр из Тбилиси (который, кстати, будет играть свой спектакль на грузинском), пермский театр У Моста, творческая группа Неноватор из Санкт-Петербурга, Курганский государственный театр драмы. Наш регион представят Кукольный дом, ТЮЗы из Пензы и Заречного, кузнецкая театральная школа Ступени и театр «Слово». Спектакли будут показаны в Пензе, Заречном и Кузнецке, но в дальнейшем Наталья мечтает дополнительно расширить географию - и речь не только о Сердобске в роли потенциальной цели.

- Считаю, надо уходить в глубинку еще дальше. И чем глубже, тем лучше. Мало кто захочет ехать со спектаклем в деревню, мало кто захочет ехать туда, чтобы его смотреть, но, уверяю вас - при желании это проблема решаемая. И со зрителем нужно работать, это тоже отдельный труд. Есть такое мнение, что Калашников смог воспитать в Кузнецке грамотную публику, но оно несколько ошибочное. После его отъезда в 2005 году на многие годы наступил вакуум. Так что когда мы проводили первые фестивали «Золотая провинция», было очень трудно: буквально затаскивали людей в зал. Однако сегодня у нас принципиально иная ситуация - едва завершается один фестиваль, как у меня начинают интересоваться билетами на следующий.

- Как вы справляетесь с организацией?

- Прежде всего, работаем в команде. Мне обычно помогают восемь-десять человек. Что касается денег, то учимся сами зарабатывать, учимся с умом тратить… Огромная благодарность администрации Кузнецка, которая каждый год помогает фестивалю - и Сергею Златогорскому, и Валентине Майоровой, тем более что она-то прекрасно помнит Калашникова. А в этом году благодаря усилиям министра культуры области Татьяны Курдовой у нас еще и миллионный грант от регионального правительства.

- В чем вам видится главная задача «Золотой провинции?»

- Привлечь самых разных людей, которые должны понять, что наше искусство служит не только тому, чтобы занять человека на некоторое время, но и заставить его задуматься, иначе ощутить происходящее. И потом поговорить с друзьями и близкими о том, что ты увидел и почувствовал.

Слово «провинция» само по себе часто воспринимается как указание на некую изначальную ограниченность: маленький мир, небольшие возможности, недостаточный размах. Название фестиваля, который начнется восьмого апреля и завершится четырнадцатого, напоминает о знаменитой фразе Ключевского: «В России центр на периферии». Наталья Тескина с этим согласна.

- Именно благодаря нам, провинциалам, столичные города получают драгоценные крупицы таланта, которые потом становятся золотыми слитками. Так что название нашего фестиваля - как раз о том, что самородки появляются в глубинке. И театральное творчество - хороший способ их открыть.

Автор текста: Дмитрий ИНЮШКИН