Преподаватель МГУ Александр Кондратенко: «Математики могут работать практически везде»
Доцент кафедры теории вероятностей Московского госуниверситета рассказал, как наука о свойствах и отношениях чисел меняет мышление человека.
Фото: Надежды Князевой.
Всех, кто владеет математикой, отличает особый взгляд на природу вещей и событий. Математику доступно множество профессий и возможностей для самореализации, уверен доцент кафедры теории вероятностей механико-математического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Кондратенко.
Журналисты РИА «ПензаСМИ» побеседовали с преподавателем о том, как сделать математику и физику популярными среди школьников, почему выпускники боятся выбирать эти предметы для сдачи на ЕГЭ.
– Конечно, в последние годы есть тенденция к снижению популярности физики и математики среди 11-классников. Не так много выпускников, как хотелось бы, выбирают для сдачи профильную математику, поступают на физматы. Но я считаю, что детям просто мало говорят о тех возможностях, которые перед ними открывают эти науки.
В математике в последнее время нет громких широко понятных открытий. Но на ее законах продолжают развиваться техника и промышленность, возникают новые направления, например, информатизация и безопасность данных. Тот же очень модный сейчас искусственный интеллект основан на четырех разделах высшей математики. Это направление очень востребовано.
Вторым видимым направлением остается криптография: с ее помощью шифруются банковские приложения, передача данных, сотовая связь. Третье связано с механикой, которая очень востребована в оборонной промышленности.

Язык природы «написан» на языке математики. Для развития общества, экономики и промышленности мы должны это понимать и использовать.
– Многие 11-классники не выбирают для сдачи профильную математику и физику из-за сложности заданий. Но без этих предметов они не могут поступить на технические специальности, от которых зависит технологическое лидерство страны.
– Проблема, на мой взгляд, – не в сложности предметов, а в особенностях нынешнего школьного образования. Есть учреждения образования, где все занятия в старших классах направлены в большей степени на натаскивание учеников на сдачу ЕГЭ. То есть детей не учат тому, как с помощью логического мышления и знаний решить задачу или освоить алгоритм, а показывают исключительно то, как правильно отвечать на тесты.
Еще одна принципиальная вещь – в Советском Союзе выбирали профессию, которая интересна. Сейчас выбирают ту, которая позволит хорошо зарабатывать. Конечно, с одной стороны, может показаться, что математик – не самая выигрышная профессия. Но могу сказать по нашему механико-математическому факультету, видя, где работают выпускники, что человек получает такое развитие мозга, которое позволяет работать где угодно.
Конечно, в любом правиле есть исключения, его подтверждающие. Таковыми в моем утверждении являются игра на скрипке и работа хирурга. Но вся медицина таковым исключением не является: математическая статистика нашла свое применения и в фундаментальной медицине.
– Это так тренирует мозг?
– Да, конечно. Мозг полностью перестраивается. Если человек приезжает на мехмат учиться из обычной школы, первые два года мозги так поворачиваются, что буквально скрип слышен. Очень тяжело студентам. К третьему курсу мировоззрение полностью меняется, и человек начинает фундаментально смотреть на жизнь.
Физиков и математиков охотно берут на промышленные предприятия, в том числе связанные с оборонкой. Их буквально расхватывают банки, где они становятся аналитиками и программистами. Вообще программисты-математики ценятся выше обычных программистов, опять-таки в силу фундаментальности своего мышления.

– Математика изменила и вашу жизнь?
– Да, мышление изменилось. В математике нет никакого обмана. Невозможны три мнения по одному вопросу, как, например, у юристов или экономистов. В математике – четкая логика, все понятно, все доказуемо.
Это идеальный мир, который нельзя обмануть. Красивая, идеальная наука.
Когда по телевизору говорят откровенную чушь, она сразу чувствуется. Выдают какие-то цифры, а ты сразу видишь, что они никак «не бьются». Значит, это ложь. Поэтому математики опасны (смеется).
Видимо, потому, к сожалению, мы не видим математиков ни в исполнительной, ни в законодательной, ни в судебной ветвях власти. Если нынешние школьники, получив фундаментальное математическое образование, придут во власть, то жизнь наша не сможет не стать лучше.