Игорь М. Намаконов: «Креативные индустрии наступили, но недостаточно распространены»
Генеральный директор Федерации креативных индустрий рассказал, как творчество способствует развитию регионов.

Фото: ПензаСМИ.
Устойчивое убеждение, что творчество не имеет отношения к коммерции, с развитием креативных индустрий становится устаревшим. В различных регионах страны создаются коммерчески успешные и в то же время уникальные продукты. Для развития и поддержки этой новой отрасли была создана Федерация креативных индустрий, которая охватывает обширный сегмент не только экономической, но и культурной жизни страны. О том, как творческие люди и проекты «перезагружают» регионы, почему креативные индустрии важны для экономики страны и как регионам реализовать свой потенциал, мы поговорили с генеральным директором федерации Игорем Намаконовым, который посетил Пензу.
БИЗНЕС ВОКРУГ ТВОРЧЕСТВА
– Игорь, сегодня довольно часто встречаются термины «креативные индустрии» и «творчество», но многие путают их значения. Где проходит граница между понятиями?
– Творчество – это процесс самопознания и самовыражения, обусловленный вдохновением от окружающего: людей, процессов, событий. Творчество преимущественно не преследует коммерческие цели. Креативность же всегда включается для решения каких-либо задач, достижения результата, а творческие инструменты используются для этого. Теперь можно расшифровать понятие креативные индустрии (КИ). Это – экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием креативных продуктов, обладающих уникальностью и экономической ценностью. Такая формулировка используется в законе. КИ можно представить следующей формулой: (культура + экономика) * интеллектуальную собственность. Выделяют 16 основных креативных индустрий.
– Все индустрии развиваются одинаково или какие-то доминируют?
– Все по-разному. По статистике, к наиболее привлекательным для инвестиций сегодня можно отнести программное обеспечение, моду и дизайн, медиа и СМИ, урбанистику и архитектуру. С точки зрения туристической привлекательности регионы активно стали использовать кино. Даже появились онлайн-карты с отметками, в каких местах страны снимались те или иные российские и советские фильмы. С ростом внутреннего туризма растет интерес к необычным локациям. И сегодня россияне хотят своими глазами увидеть, где проходили съемки любимых фильмов.
Быстро растущее направление текущего десятилетия – гастрономия. Серьезный вклад в его развитие внес Институт гастрономии в Красноярске как наиболее современный международный центр компетенций по этой теме. Из особенно интересного: в этом институте важная часть обучения – экспедиции в далекие селения, чтобы собрать рецепты бабушек. Затем их перерабатывают для современных ресторанов, а участники становятся владельцами интеллектуальной собственности на эту разработку. Вот так гастрономия и становится креативной.
– Какие еще регионы, кроме Красноярска, значительно проявили себя в сфере креативных индустрий?
– Калининград, Ульяновск, Якутия, Тюмень, Нижний Новгород. Конечно, Москва. В свое время именно эти регионы быстрее других разработали и внедрили практику развития локальной инфраструктуры креативных индустрий. В результате их достижения и кейсы стали основой для федеральных документов. Каждый из этих регионов имеет особенный набор практик и подходов.
то обстоятельство служит подспорьем устойчивого развития КИ в России, поскольку наша страна как большая инфраструктурная лаборатория копит нон-стоп решения на любые вызовы. Кстати, именно по этой причине в упомянутом уже законе регионам дана максимальная свобода в части определения приоритетных КИ, критериев выбора субъектов и мер их поддержки. Законодатель увидел эту особенность, пользу и закрепил федеральным документом.
ДРАЙВЕРЫ РАЗВИТИЯ
– А как давно появилась идея создания центров креативных индустрий?
– Практика открытия центров, агентств или фондов развития креативных индустрий является международной. Обычно они еще выполняют функцию межведомственного оператора, поскольку, как я упоминал, КИ – это и про экономику, и про культуру. А если смотреть дальше, все КИ в России распределены между разными федеральными органами исполнительной власти: Минпром отвечает за моду, Минстрой – за архитектуру, Минцфиры – за IT и тд. Поэтому сотрудничество между всеми ними должно быть налажено.
Кроме того, важно одновременно заниматься многими межиндустриальными вопросами, такими как образование, культура интеллектуальной собственности (ИС), экспорт креативных продуктов. Только профильный центр может взять на себя эту работу. В нашей стране такие центры открываются где-то с нуля, как в Калининграде и Красноярске, где-то – на базе существующих организаций, как в Нижнем Новгороде и в Якутии. Часто центры «Мой бизнес» выступают такой площадкой: в Ивановской области, Псковской, на Алтае. Всё очень по-разному и зависит от локальной политики, источников финансирования.
– Как небольшим регионам, таким как Пенза, определить свою сильную сторону в креативных индустриях?
– У вас есть свой центр развития на базе «Моего бизнеса». Там очень квалифицированный и активный руководитель, с которым мы, в частности, много взаимодействуем. Я знаю, что проведены уже исследования, определены приоритетные направления поддержки. Было много образовательных программ для предпринимателей. Сейчас серьезный акцент сделан на профильные события, такие как Неделя моды. Знаю, что также в фокусе внимания, кроме моды, – гастрономия, IT, отдых и развлечения. Если нужен набор действий, то могу рекомендовать обратиться к нашим «6 шагам», которые мы разработали совместно с Минкультом РФ полтора года назад.
Шаги эти подходят для любого региона России: 1 – определение существующих креативных лидеров, 2 – фиксация приоритетных направлений на основании работы с лидерским сообществом, 3 – открытие центра развития, 4 – подготовка плана поддерживающих инструментов и событий приоритетных направлений, 5 – развитие культуры интеллектуальной собственности среди предпринимателей и авторов, 6 – экспорт креативных продуктов.
КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
– Значит, креативные индустрии можно развивать везде, менять качество жизни даже в глубинке?
– Креативные индустрии держатся на экономике человеческого таланта и не зависят от места жительства. Калининград и Якутия, Улан-Удэ и Северная Осетия – это совершенно разные регионы по внутреннему устройству, локальной культуре и социальному контексту, но все они сегодня динамично развивают КИ. Пока просто не хватает знаний. Креативные индустрии уже наступили, просто еще недостаточно распространены. Не хватает инструментов инфраструктуры. Но уверяю: когда повсеместно банки начнут выдавать кредиты под залог нематериальных активов (НМА), все очень быстро станут креативными предпринимателями. А этот процесс динамично развивается по стране. После Москвы, которая ввела эту практику, многие регионы включились. Также КИ не живут без экспорта, поскольку часто креативный продукт востребован за пределами региона-производителя.
– Можете привести интересные примеры?
– Тюменские ковры. Ковры там – это часть городской культуры: муралы, ледяные катки, мерч, модные показы с использованием традиционного орнамента. Однако местные ковры – довольно дорогое удовольствие. Их стоимость – от 500 тысяч рублей. Для большинства жителей России это значительная сумма. Поэтому производители начали искать новые рынки сбыта, где 500 тысяч – не столь большие деньги, а сам продукт актуален для местных потребителей. Тюменские ковры попали в арабские страны.
Благодаря платку на голове и закрытым частям тела мультфильм «Маша и медведь» также стал хитом в арабском мире.
Или якутское кино. Мы много слышим тут и там о феномене якутского кино, а между тем как много жителей России смотрели его? При этом выпускается до 30 фильмов в год. Всего! А сложилась такая репутация благодаря активной работе с международными фестивалями. Иностранцам любопытен регион, где люди живут в условиях, когда зимой температура воздуха опускается до -50, а летом поднимается до +40 градусов. Да и выглядят якуты ярко.
И таких примеров всё больше.
– Программа развития креативных индустрий стала частью национальной стратегии развития России. На ваш взгляд, государство должно оказывать помощь регионам в освоении этой отрасли?
– Во всех странах КИ подходят к моменту, когда масштабирование и дальнейшее развитие невозможно без государства. Это случилось и в России. Сначала инициатива исходит снизу, появляются новые продукты, новые ниши. Постепенно формируется новая среда, накапливается критическая масса активности и деятелей. Яркий последний пример из нашей страны – блогеры. После этого начинается процесс включения государства для институализации, чтобы ставить на поток процессы и системно заниматься поддержкой.
2025-й год будет годом активного осмысления мер, способных стимулировать развитие КИ. До 2030 года осталось немного, а увеличить долю КИ в ВВП страны надо в два раза. Работы предстоит много, и государство продолжает смотреть на регионы, их уникальные практики.