Валерий Куликов: «Когда я подхожу к театру, мне хочется его обнять»
Композитор отдал работе в театре почти 40 лет своей жизни. За это время он написал музыку более чем к 60 спектаклям.

Фото: ПензаСМИ.
Валерий Куликов – человек театра. Он не актер, не публичная личность, и мало кто из пензенцев знает его в лицо. Тем не менее все, кто периодически посещает Пензенский областной драматический театр, однозначно слышали его музыку. Разноплановая – лиричная и героичная – она звучит во многих спектаклях – как во взрослых, так и в детских.
– Валерий Анатольевич, большая часть вашей жизни связана с театром. С чего началась ваша любовь? И взаимна ли она?
– В театр я пришел сразу после армии. Это был 1986 год. Хотя я еще до службы в Вооруженных Силах решил, что обязательно буду работать в творческой организации. А самым творческим коллективом в Пензенской области на тот момент был областной драматический театр. По крайней мере, я был в этом уверен. Меня привлекали закулисная жизнь, искусство, и все такое.
Пришел в театр и попросился на работу. Кем угодно. Взяли электриком, потому что у меня к тому времени было соответствующее образование. Тогда же я заочно поступил в училище культуры и искусств на дирижерско-хоровое отделение. Поскольку музыка меня всегда привлекала более, чем электричество.
Отучившись на дирижера, думал, что сразу буду писать музыку к спектаклям. Но не тут-то было. Сначала меня перевели в звуковой цех, где доверили нажимать на пульте определенные кнопки на реплики актеров. Это, несомненно, творческая работа, и я ощущал себя частью спектакля, и духовное слияние с актерами на сцене, но я чувствовал, что «вырос» из этого. Мне хотелось самому создавать музыкальное оформление. Как раз в это время (1989 год – примечание редакции) в Пензе открылся ТЮЗ – театр юного зрителя. Я пришел туда и попросился на должность заведующего музыкальной частью. Меня тут же благополучно взяли.
Так что некоторое время, прежде чем вернуться в драматический, я работал в ТЮЗе, и первые спектакли, к которым я написал музыку, были поставлены именно там. Очень приятно, что многие из них идут на сцене по сей день.
– Можете назвать спектакли, которые наиболее запомнились?
– Я как-то подсчитал: получилось, что я написал музыку более чем к 60 спектаклям. Не только нашего драматического. Писал и для других пензенских театров, а также театров других регионов. Обычно говорят, что первая работа – самая запоминающаяся. Отчасти так и есть. Первым спектаклем, к которому я написал оригинальную музыку, стала постановка Пензенского театра юного зрителя «У каждого – своя звезда».
Сюжет спектакля был схож с линией очень популярного тогда телефильма «Гардемарины, вперед!» Там были героические сцены со шпагами. Параллельно развивались темы любви, истории, России… Мне пришлось писать как героические, так и лирические композиции. Тут мне ближе лирика. Но и с героикой вроде бы справился.
Второй спектакль, который я бы выделил, был поставлен уже в областном драматическом театре. Я еще продолжал числиться в ТЮЗе, когда режиссер драмтеатра Анатолий Гуляев пригласил меня написать музыку к своему масштабному проекту «Дамы и гусары». Это был практически мюзикл, и ранее ничего подобного в Пензе не ставили. Там пели все актеры. Было очень много музыкальных номеров.
Для меня это была огромная ответственность. Мне пришлось разучивать партии с народными артистами, с которыми раньше за кулисами я общался только как электрик. Волновался, конечно. Представьте со стороны сцену – бывший электрик показывает народному артисту, как правильно петь.
Мюзикл получился достаточно успешным. Некоторые песни из него до сих пор живут. Когда пару лет назад в театре проходил мой юбилейный вечер, я попросил исполнить часть песен из спектакля «Дамы и гусары» сегодняшних актеров драматического театра. И сделали они это прекрасно – по-актерски.
– В чем разница между актерским и профессиональным пением? Много раз я слышал, что это разные вещи. И некоторых профессиональных вокалистов якобы даже приходится переучивать для того, чтобы они смогли спеть песню для фильма. Так ли это?
– Профессиональные вокалисты в первую очередь уделяют внимание артикуляции, произношению вокальных фраз, точному «попаданию» в ноты. Актерское пение более душевное и проникновенное. Тут мастерство вокала уходит на второй план. Мне это ближе. Главное в песне – это эмоции. Актерское пение как раз передает эмоции.
– Все актеры драматического театра поют?
– Не все. У нас есть педагог по вокалу, что совершенно правильно. У нас очень много спектаклей, в которых присутствуют музыкальные номера. И, скажем так, большая часть актеров, петь умеет. По возможности педагог по вокалу «подтягивает» актеров. Бывают и совсем сложные случаи. Но из них мы выходим. Используем речитатив, например. Раньше еще была практика, когда вокальную партию героя записывал в студии другой актер.
Вообще, по большому счету, режиссер либо художественный руководитель должны учитывать вокальные данные актера при его назначении на роль. Особенно если по сюжету тому придется петь. Но происходит это не всегда.
Как звукорежиссер отмечу, что современные технологии позволяют «исправить» некоторые фальшиво исполненные ноты. Конечно, если они расположены в небольшом диапазоне.
– Насколько быстро вы как профессионал можете оценить, может человек петь или нет?
– Обычно картина ясна с первых дублей. Ко мне в студию иногда приходят и говорят: «Петь я не умею, но нужно срочно поздравить музыкальным номером подружку (родителей, друзей)». Чтобы понять масштаб «катастрофы», я прошу человека спеть, а потом думаю, как с этим работать. В некоторых случаях можно изменить тональность – подобрать такую, в которой человеку петь наиболее комфортно. Если и это не помогает – приходится прибегать к коррекции вокала с помощью современных технологий. Главное – чтобы человек попадал в ритм. Это уже счастье. А вот если и с ритмом беда, то, увы, певцом такому человеку не стать.
– Помимо театральных актеров, вам наверняка приходилось работать с известными пензенскими исполнителями…
– Город у нас небольшой, и все люди, входящие в музыкальное сообщество, друг друга знают. Я записывал солисток пензенской филармонии Гульсину Рафекову, Марту Серебрякову, других. Есть замечательная певица, которая выступает под псевдонимом Нурсан. Я делал аранжировки ко многим ее вещам.
Интересно работать не только с известными исполнителями.
Недавно была просьба – написать что-то вроде гимна для села Григорьевка. Почти с нуля. Приехали люди с набросками слов, которые должны были присутствовать в произведении. Текст был совсем сырой. Нурсан, с которой мы сотрудничаем, привела его в порядок, я написал мелодию, сделали аранжировку. А исполнила этот гимн уроженка того самого села. У нее красивый народный голос. Получилось, по-моему, очень хорошо.
Замечательно, когда есть люди, которые занимаются продвижением своих родных мест, своей малой родины с помощью музыки. Не первый раз ко мне обращаются с такими просьбами. Люди хотят, чтобы об их селе, деревне и прочей глубинке, слагали песни.
Также обращаются с просьбами создать гимн своего предприятия, организации, какого-то движения. Мне нравится это делать. Мне одинаково интересно работать над песней о любви и над песней, скажем, о заводе.
– Вы считаете себя счастливым человеком?
– Вся моя жизнь связана с театром. И все это – только положительные эмоции. Когда я утром подхожу к театру, мне хочется его обнять. Обнять все здание. Говорят, что счастливый человек – это тот, кто идет на работу с удовольствием, и домой – с удовольствием. Я такой. Я счастливый человек.