19 февраля 2024 Об актуальном
3809

О чем может рассказать кирпич. Пензенец собрал около тысячи образцов изделий

Дмитрий Птицин утверждает, что раньше их изготовление было целым искусством.

За рубежом таких людей называют брикхантерами, то есть охотниками за кирпичами. Себя пензенец Дмитрий Птицин предпочитает называть искателем, исследователем. На вопрос, чем кирпич может быть интересен рядовому жителю, мужчина пояснил, что раньше кирпичное производство шло бок о бок с искусством, рекламой. Желание заявить о себе в чем-то сродни средневековой геральдике.

«Когда не было радио, ТВ, интернета с помощью клейма производитель мог заявить о себе. В Россий клейма на кирпич стали ставить лишь в начале XIX века, это делали по желанию. А в 1846 году вышел царский указ, и клеймение стало обязательным. Так пытались бороться с поставщиками негодной продукции», – пояснил собеседник.

Дмитрий Птицин рассказал, с чего началось его необычное увлечение. В 2018 году решил сделать ремонт офиса, планировал стену в стиле лофт, заказал кирпичи для облицовки. Товар прибыл. Один из них оказался с клеймом «Н.Н.M», с него все и началось. Потом начал искать по области клейменные искусственные камни, выменивать их у коллег по увлечению.

«Захотелось выяснить, что это за буквы. Да и в целом изображение понравилось. Выяснил, что упомянутое клеймо означало сокращение фамилии, имени, отчества. Тот первый кирпич был произведен на заводе Николая Николаевича Мещерякова. Кирпичи с таким оттиском встречаются в Пензе наиболее часто», – отметил собеседник.

Были и другие купцы, заводчики, оставившие след в кирпичном деле. Например, один из заводов принадлежал Дмитрию Евлампиевичу Ивановскому. А находился он на улице Кураева, примерно там, где сейчас Ивановская баня. Произведенные там кирпичи отличались клеймом «Д.Е.И.» – это инициалы владельца.

ПЕНЗА УНИКАЛЬНА КЛЕЙМАМИ

По словам коллекционера, в плане кирпичного клеймения Пензенский край уникален. Число известных исследователям клейм исчисляется десятками. Соседние регионы таким богатством похвастаться не могут. Всего в царское время в Пензенской губернии было порядка 600 производителей кирпича. Впрочем, не стоит думать, что это крупные производства.

«Обычно такой мини-завод представлял собой небольшое строение, где работали четыре-пять человек, нередко – члены одной семьи. Поначалу занимались изготовлением кирпичей летом. А производство так и называлось: «кирпичный сарай», – отметил Дмитрий Птицин.

Интересна Пензенская область и формой клейма: у рамочки – закруглённые края. Это и есть отличительный знак старинных пензенских кирпичей. К тому же буквы крупные. В этом плане есть и рекордсмены, например, кирпичи с огромной аббревиатурой «Н.И.Т.» Это товарный знак промышленника Никиты Ивановича Трунова.

Например, в соседней Тамбовской губернии клейма были мелкими, незатейливыми. Зарубежные, например, польские, тоже не отличаются изяществом.

«В Пензенской губернии в XIX веке поселилось много приезжих дворян, которые привезли традиции клеймения продукции из столицы», – так коллекционер видит причину изобилия промаркированных кирпичей.

Пензенские кирпичи интересны и составом. При их производстве нередко применяли известь. Вероятно, это делалось для лучшего промешивания сырья. Дело в том, что в области жирные глины. Работать с таким материалом сложно. Были и другие эксперименты – встречаются искусственные камни с черными вкраплениями. Возможно, в глину добавляли молотый каменный уголь.



«ОТЕЦ РУССКОГО ШАМОТА»

Дмитрий Птицин поделился, что старые клейменые кирпичи хранят немало тайн. Каждый неизвестный набор инициалов заставляет коллекционеров часами просиживать в архиве, библиотеке, совершать путешествия. Также брикхантеры активно знакомятся для обмена. Все они друг друга хорошо знают.

Пензенец рассказал, что на него вышел такой человек из Санкт-Петербурга, чтобы уточнить факт о заводе в Городищенском районе. Оказалось, у пензенского коллекционера были такие сведения. Более того, имеется печной кирпич с сочетанием слов «ГОВ.З.П.К». Дмитрий полагал, что это переводится так: «Городищенский завод печного кирпича», но питерский знакомый считает, что речь идет о таком легендарном человеке, как Павел Криштофович. Изделия этого промышленника с успехом выставляли за границей. Также его именовали как «отец русского шамота» (огнеупорного кирпича). Впрочем, основную известность этот предприниматель получил в Боровичах Новгородской области, но начинал деятельность в Пензенской губернии. Если гипотеза верна, то Пензенский край сможет гордится еще одним известным человеком. За помощь в поиске неизвестных фактов петербуржец подарил пензенцу книгу о кирпичах северной столицы.

Примечательно, что в ряде поселений много каменных зданий, но клейменных кирпичей там обнаружить не удалось. Так, ничем окончилась поездка Дмитрия в село Поим, где в царское время было несколько кирпичных заводов. А вот Лунинский, Мокшанский, Сердобский район радуют регулярно. Были хорошие находки и в южной части Мордовии, которая раньше входила в состав Пензенской губернии.

В ПЕНЗЕ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ МУЗЕЙ КИРПИЧА

Сейчас коллекция размещена в одном из крупных музеев города, но ее владелец ищет помещение, чтобы создать отдельный музей кирпича.

«Такой музей может стать достопримечательностью Пензы, его охотно будут посещать туристы. Таких крупных коллекций нет в округе, а крупных экспозиций в России – всего три: еще в Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Есть небольшие выставки в Москве, Калининграде, но они находятся в частных владениях, не всем доступны», – сказал он.

По словам мужчины, сейчас его коллекция кирпичей насчитывает около тысячи экземпляров. А выставлено всего около 600 штук. Из них только 160 были найдены на территории региона, остальные обнаружены в Московской, Калужской, Ленинградской областях. Есть экспонаты из Польши, Белоруссии, Крыма.

Самому старому экспонату его коллекции около 300 лет, но особой радости он не доставляет владельцу – клейма на нем нет. А вот самый старый кирпич с меткой «Я.В.С.», который произвели на заводе Якова Васильевич Сабурова, по словам собеседника, относится примерно к 1830-1840 годам.

Дмитрий Птицин также намерен написать книгу о своих находках. В ней он планирует не только рассказать о маршрутах своих поисков, но и уделить внимание кирпичному производству в Сурском крае XIX-начала XX веков.

Напомним, ранее стало известно, что в Пензенской области раскрыли секрет «клада шамана», а также обнаружили редкий вид доспехов.