Лу-Чу-Кан Виктор из Чембара
Удивительная фамилия для Чембара Пензенской области – Лу Чу Кан. Имя привычное – Виктор. А вот отчество тоже неслыханное – Лу Шень Чен. Кто этот человек и как он оказался в нашей провинции?
Лу Чу Кан Виктор. Родился 1 августа 1941 г. Место рождения – Москва. Национальность – китаец. Родителей, близких родственников и опекунов не имеет. В 1948 году поступил из Пензенского дома ребенка во Владыкинский детский дом Каменского района Пензенской области. В самой первой характеристике от 26 мая 1950 года читаем: «Родился Витя в 1941 году, мать арестована. Учился Витя в течение года на 3. За уроками не всегда внимателен, часто опаздывал на уроки. Витя капризный и упрямый. С коллективом детей не дружит. Часто обижает своих товарищей. Со старшими бывает груб. Витя не аккуратный, костюм зачастую не в порядке. Физически и умственно развит. Труд Витя не уважает, стараясь всячески избегать его. В кружках не участвует. Воспитатель А.Кузьмина».
Что изменилось за год? И может ли измениться, когда ребенок оказывается в детском доме после ареста (а возможно, и расстрела) родителей? «Лу-Чу-Кан Витя воспитывается во Владыкинском детском доме 3 года. Учится во 2 классе на 3. Мальчик слабо усвоил материал по арифметике и по письму за 2 класс. Нет настойчивости и усидчивости. Совсем не привиты санитарно-гигиенические навыки. Положительной «искрой» является то, что Витя немножко стал интересоваться чтением книжек, тихими настольными играми. Мальчик любит отделяться от коллектива детей и играть один. Любит спокойный требовательный тон воспитателей. При неправильном подходе бывает очень груб и упрям. Поведение в школе и детском доме удовлетворительное. 20 апреля 1951 г. Воспитатель Чумовицкая».
А вот вторая характеристика за этот же год более эмоциональная и резкая: «В школе ведет себя безобразно, кривляется, служит посмешищем для детей… С девочками и взрослыми вступает в пререкания и драку. Всегда неряшлив. Все теряет: пальто, шапку, варежки… Иногда выражается нецензурными словами. С товарищами не дружит. Воспитатель Дубровская».
Шли годы: 3 класс, 4 класс. Задачи по арифметике Виктор по-прежнему решает слабо. По-прежнему часто нарушает дисциплину. Грубит, отговаривается. Всегда говорит неправду. Ко всему относится легкомысленно, любит хвалиться. Но в следующей характеристике уже понятна причина, по которой «всегда грязный»: «любит всегда возиться с железками». В 1953 г. сотрудники детского дома делают попытку узнать о месте нахождения родителей мальчика. Вероятно, надеялись, что они были живы. До ареста вместе с сыном проживали в г. Москве в Первомайском районе на улице Крюковка, д. 15, кв.5 мать Виктора - Клавдия Ивановна Артемьева и отец Лу-Чу-Кан Лу-ШеньЧень. Но как сложилась их судьба – неизвестно.
23 июля 1953 года В. Лу-Чу-Кан поступил в Белинский детский дом из Владыкинского детского дома (Каменский район). Ситуация меняется к лучшему: смена обстановки, да и взросление делают свое дело. «В течение года у Вити сильно улучшилась дисциплина, он стал более вежлив, культурен в присутствии старших. В школе вел себя прилично, жалоб от учителя почти не было, кривляться почти перестал совсем. Замечание учителя стал принимать более серьезно. С девочками и взрослыми продолжает пререкания, но меньше. Внешний вид имеет неряшливый. Переведен в 4-й класс с оценками 3 и 5. Любит шить, читать, рисовать. Дружит с младшими воспитанниками. 10 февраля 1956 г. Воспитатель А. Цибина».
Для справки. В Чембарском районе детские дома возникли в годы советской власти. В списках учреждений за 1922 год значатся детские дома: в Бондовке – 114 детей, в Чембаре – 98, татарский (в Чембаре) – 38, в Поиме – 50, изолятор в Чембаре – 12 детей. В октябре 1922 года чембарские детдома приняли 162 человека из голодающих губерний Поволжья.
В 1926 году в Чембаре существовал один детдом, в нем воспитывалось 90 человек. Здесь имелись мастерские: столярная, переплетная и чулочно-трикотажная, в которой учились 30 девочек, из них 11 были из городских семей.
С 1928 года до 1939 Чембарский район входил в Тамбовскую область, поэтому подробных сведений об истории детдома за этот период нет. Известно лишь, что в 30-х годах при детдоме появилось здание столовой, в 1938 – 1939 годах руководил детдомом М.Г. Наседкин, в начале войны директором был А.В. Поморов. С 1944 года директором была А.А. Декартова. В это время детскому дому было отдано два здания (детскому дому принадлежали здания на Советской площади). Это было необходимо, так как в 1944 году число детей достигло 230 человек. В 1948 году детский дом возглавил П.П. Хотин. С мая 1953 года детским домом руководил И.И. Рамзайцев.
В 1950-е годы число детей в детдоме значительно уменьшилось. В 1958 году в Белинском детдоме (Чембар был переименован в Белинский в 1948 г.) было 88 человек, из них сирот - 58, неполных сирот - 30, детей одиноких матерей - 7, детей погибших воинов - 14. В это время детским домом руководил А.Я. Щепочкин, а перед закрытием – В.Г. Аникин.
4 апреля 1961 года Белинский райисполком принял решение о закрытии детдома в связи с аварийным состоянием жилых и подсобных зданий.
Судьба многих воспитанников остается неизвестной. Хотя некоторые из них возвращались в ставший родным город уже взрослыми. А. Михайлов в выпуске газеты «Сельская новь» 1970 г. писал о судьбе некоторых воспитанников детского дома: «… из Белинского детского дома Мещанов попал в село Радищево Кузнецкого района, а затем в 1963 году - в профтехучилище города Челябинска. После учебы Федор все время работал (да и после армии) электросварщиком на Челябинском тракторном заводе (сейчас четвертый разряд). В этом году с золотой медалью окончил вечернюю школу рабочей молодежи и успешно сдал вступительные экзамены в политехнический институт. Федор Мещанов держит постоянную связь со многими своими товарищами по детскому дому. Он с удовольствием сообщил Барышевой /воспитательнице/, что бывшие ее воспитанницы Галина Авдонина и Тамара Лабутина ныне работают учителями в городе Тюмени. Анна Герасимовна, в свою очередь, рассказала Федору, что его товарищ Валентин Перфилов - инженер, не раз навещал ее. С окрепшими крыльями вступили в жизнь бывшие детдомовские ребятишки, многие из них, как Мещанов, через годы пронесли нетронутым чувство благодарности своим воспитателям». Но вот судьба чембарского воспитанника Лу-Чу-Кан Виктора так и осталась неизвестной.
Автор текста: Любовь Руднева.
Фотодокументы из архива г. Белинского