«Свою профессию она любила самозабвенно…». Учитель Анна Алексеевна Громова
Как мы выбираем профессию? Вероятно, сердцем. Что-то есть такое в нас от рождения, что определяет наш выбор в юности. Бывает, что человек ошибается, мучается от того, что работа нелюбимая, что нет удовлетворения от того, над чем ты работаешь… И как счастливы люди, чей жизненный выбор совпал с выбором ума и сердца.
Век XXI давно идет. Каждый день мы торопимся, спешим, кажется, совершенствуемся. Но в нашей безумной гонке мы часто теряем самое важное – смысл нашей жизни, смысл бытия. В погоне за прибылью часто забываем о важности выбора жизненного пути. Выбору «нашей» профессии предпочитаем прибыльную и удобную, или хотя бы модную. Те профессии, которые нам нравятся, мы, стесняясь, избегаем: быть экономистом престижнее, чем воспитательницей в детском саду, а менеджером приличнее, чем комбайнером. Когда-то уважаемая профессия Учителя сейчас повод для повседневных насмешек и разбирательств о правильности поведения педагога. Кажется, только в лупу прыщики на лице не рассматривают. И каждый (дворник, экономист, менеджер, чиновник и т.д.) знает, КАК надо правильно учить. Как-то стали мы забывать, что от того, как работает учитель, зависит будущее страны, государства, всего человечества. Но ценно, что просвещенные люди и сейчас первые слова благодарности посвящают Учителям.
Настоящих Учителей запоминают на всю жизнь. Они, как путеводные звезды, всегда светят. В каждом городе и селе есть такие профессионалы. В городе Белинском всего две школы. Белинская школа №2 (МОУ СОШ №2 г. Белинского им. Р.М. Сазонова) была открыта в 1931 г. как школа колхозной молодежи, с 1936 до 1944 г. называлась Чембарская средняя школа №2, с 1944 по 1954 г. именовалась Чембарской женской средней школой. На основании приказа Пензенского облоно от 23.08.54 г. в связи с введением с 1954-1955 учебного года совместного обучения стала Белинской средней школой №2. Первым директором преобразованной школы была Ягодина Валентина Борисовна. На этом посту ее сменил Брыляков Леонид Прокопьевич. Более 30 лет (1961-1994) школу возглавлял ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда, Отличник народного просвещения Молодцов Александр Федотович. Многие запомнили на всю жизнь учителя русского языка и литературы Громову Анну Алексеевну. В ее трудовой книжке две записи: первая - о приеме на работу, и спустя 41 г. об уходе на пенсию. Победитель социалистического соревнования 1973 г., Отличник народного просвещения, Ветеран труда, любимый Учитель – это всё о ней.
Из воспоминаний Веры Непершиной. Дочери Анны Алексеевны Громовой: «Громова Анна Алексеевна (девичья фамилия Игнатова) родилась 6 февраля 1925 года в селе Вазерки Бессоновского района Пензенской области. (ВАЗЕРКИ (Покровские Вазерки, Покровское), русское село, центр сельсовета, в 12 км к северу от с. Бессоновка, на левом берегу р. Суры, на железнодорожной линии Пенза – Рузаевка и автодороге Пенза – Саранск. Основано в 1663–64 гг. у озера Вазерки). Семья была большая. Анна была третьим ребёнком, а всего их было 8 детей, не считая других, умерших во младенчестве. Нам, современным, трудно и представить такое! Но при всех трудностях жизни моя бабушка дожила до 90 лет, пережив смерти своих пятерых взрослых детей. Мама, как и все сельские ребятишки, рано познала физический труд, умела буквально всё делать своими руками и рано стала самостоятельной. Упорно училась, в 16 лет уехала в Пензу (благо село находилось близко к областному центру), поступила учиться сначала в фармацевтический техникум, но быстро поняв, что это не её дело, успешно поступила в Пединститут, на филфак. Учёба пришлась на годы войны. Надо ли говорить, что пришлось испытать этому поколению! После окончания института по распределению попала в Чембар, в среднюю школу№2, где и проработало всю жизнь, до выхода на пенсию. В 1947 году встретила демобилизованного солдата, моего отца /Громов Юрий Федорович/. В феврале 1948 года они поженились, а в январе 1949 г. родилась я. Если бы меня попросили коротко охарактеризовать маму, я бы ответила: труженица. Я никогда не видела маму, праздно проводящую время. Она умела делать несколько дел одновременно. Я до сих пор удивляюсь, как ей удавалось всё успевать. Весь дом был на ней, это я поняла только когда подросла. В то время не было ни пылесосов, ни стиральных машин. Поэтому когда появились эти помощники в доме, было много радости. В своём раннем детстве помню, как мама сидела за столом, проверяя тетради. От мелькания красного карандаша в её руке на меня наваливался сон. Я просыпалась уже в своей кроватке и видела маму опять за работой. Свою профессию она любила самозабвенно, даже порой мне казалось, что уж слишком... Помню, что каждое лето нас навещали её бывшие ученики, а я не могла взять в толк, что взрослые дядьки и тёти сидели - вспоминали про свои двойки и проказы! Это было в 50-е годы, до середины 60-х. Помню и такой эпизод: я студентка второго курса института в читальном зале случайно встретилась со студентом-старшекурсником, в процессе разговора выяснилось, что он в старших классах учился в Белинской школе, а литературу преподавала ТАКАЯ учительница!!! Ставили спектакли, читали стихи... Это была моя мама!
Она умела быть строгой и твёрдой, когда это было нужно, дать дельный совет, не любила безделья и нытья. Я тоже в 16 лет уехала учиться в Саратов, приучилась к самостоятельности, спасибо маме! О работе в школе лучше меня расскажут её ученики. Жизнь разбросала нас всех, пережили многое, как хорошее, так и плохое... Моя подруга Ирина Ткачёва до сих пор вспоминает добрым словом маму за привитый вкус к литературе и русскому языку, и я соглашаюсь с ней.
К сожалению, время и возраст с его проблемами и болезнями, не щадят никого. Пришлось и нам пережить не самый лёгкий период... Мамы не стало на 82 году жизни, светлая ей память. Она похоронена здесь у нас /Саратовская область/…»
Автор текста: Любовь Руднева. Воспоминания Веры Непершиной