7 ноября 2019 Быль веков
1800

«Завидую я внукам и правнукам нашим...» Николай Максимович Талалаев

Казалось бы, как на фронтах Великой Отечественной войны можно встретиться с творчеством В.Г. Белинского? Оказывается, можно! И для кого-то слова, написанные 200 лет назад, окажутся верными, пророческими, дающими надежду.


Фото: из фондов Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского.

В 2002 году на адрес Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского пришло письмо от Талалаева Н.М.. Публикуем его с сохранением орфографии и пунктуации автора.

«Уважаемые тов. Белинцы – хранители памяти и музея Белинского Виссариона Григорьевича.

Пишет Вам из Пензы Талалаев Николай Максимович, 1923 года рождения, инвалид Великой Отечественной войны. В прошлом году вы представляли в ЦНТИ г. Пензы экспозицию музея. Мне, бывшему жителю с. Поим это было не безразлично и к тому же я поклонник критического литературного творчества Белинского, и, во время общения с работниками музея в ЦНТИ я обещал рассказать об одном эпизоде, происшедшем со мной, - встрече с творчеством Белинского – где бы вы думали? – в окопах Волховского фронта в январе 1943 г. т.е. в момент первого прорыва блокады г. Ленинграда. А было это так. Мне, 19-летнему лейтенанту - командиру стрелкового взвода (600 с.п.) и солдатам в окопы, кажется, политрук роты, принес газеты и невзрачную книжечку, название которой не помню, с листами из газетной бумаги, видимо, не только для чтения, а скорее всего на самокрутки курящим солдатам.

Я по привычке стал листать страницы этой книжечки, и где-то, в первых страницах встречаю слова: «Завидую я внукам /у В.Белинского «Завидуем внукам…» - Л.Р./ и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году, стоящую во главе образованного мира, дающую законы и науке, и искусству и принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества…»

Прочитав это изречение и, еще не зная, кто это сказал, в моем сознании возникло что-то обидное, протестующее, граничащее с негодованием, так как смысл сказанного не укладывался в голове и, действительность, окружающа меня, не соответствовала нормальному человеческому бытию и состоянию, т.е. у меня лично нет ничего такого, чему можно завидовать, а также моему положению.

А обстановка и условия бытия фронтового, существования были таковы: я уже три месяца воюю на Волховском фронте – это после первого ранения на Юго-Западном фронте 114 мая 1942 года. В лютую стужу живу под открытым небом, иногда ночую в снежных сугробах, зарывшись с головой и накрывшись плащ-палаткой, в разбитых нашей артиллерией немецких окопах. Кругом всё изрыто снарядами, снег перемешан с землей, изуродованные трупы немецких солдат. И днем и ночью методические разрывы мин и снарядов, Синявинские болота, минные поля.

Вот такова была реальность и я с негодованием подумал: «Хотел бы я видеть того, кто мне завидует, сейчас рядом с собой».

Но прочитав эти строки несколько раз и вникнув в их смысл и в это предсказание, а потом читая дальше, я узнал, что это сказано Белинским. В моем сознании стала происходить какая-то трансформация мышления и осознания важности сказанного предсказания. Я постепенно стал осознавать значимость собственного «Я» и свое предназначение в этот момент истории, войны. Почувствовал себя старше своих лет, серьезнее и ответственнее и , внутренне я уж не не мог не гордиться тем, что я здесь на фронте делаю и тем, что Белинский – наш, с Пензенской земли, а я его земляк.

Ну разве можно мне было потом удержаться и не рассказать солдатам о Белинском, о Чембаре, о его предвидении величия России.

Вот такова была моя встреча с гениальной, энергической мыслью – предвидением Белинского В.Г. на Волховском фронте, мыслью, обладающей громадной духовной силой.

Если Вам это мое воспоминание представляет интерес, то можете с ним поступить по своему усмотрению, даже отдать в редакцию районной газеты.

В подтверждении своей личности высылаю свое фото от января 1942 г. (Юго-Западный фронт). В случае ненадобности – можете ее мне вернуть.

С уважением и приветом Талалаев.

3.02.2002».

Николай Максимович Талалаев родился в с. Поим в 1923 г. Участник Великой Отечественной войны. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией», орденом Отечественной войны I степени (юбилейная награда). Начинал войну совсем юным. Об этом Николай Максимович рассказывал не раз. Владимир Вержбовский в статье "А нам говорили, что у фашистов кровь голубая…" ("Молодой Ленинец" №19 от 11.05.2004) приводит цитату-воспоминание Николая Максимовича о первых его боях: "Меня поразило, насколько умно воевали фрицы, - вспоминает Николай Максимович. - Подпустив нас на 800 метров, их артиллеристы открыли шквальный огонь и прижали казаков к земле. Так бы всех и перестреляли, если бы не солдатская смекалка. Мы применили старинную донскую тактику - половина отряда ползет вперед, а другая прикрывает своих стрельбой.

Только приблизились на расстояние штыкового удара - командира разорвало в клочья! Из всего начсостава в живых остался я один. А дыхание перехватило - бойцы-то все на меня смотрят. Трясусь от страха, но поднимаюсь на ноги и кричу что есть мочи: "Вперед! За Родину!.."

В этот момент и немцы бросились в атаку. Неизвестно, чем бы все закончилось, только противник, увидев наш порыв, драпанул в обратную сторону.

А бойцы так увлеклись преследованием, что оказались в окружении. И тогда молоденький лейтенант Талалаев принял решение прорываться к своим: "Бегу и вижу - из-за зарядного ящика выглянул немец. Рядом со мной - еще один боец. И мы в две очереди лупанули по гитлеровцу. Лишь каска на два метра отлетела…

Именно с этого фрица и начался отсчет убитых мной солдат вермахта. Помню, только притормозил, чтобы забрать документы (в штабе потом пригодятся), нагнулся над телом и обомлел. Мать честная! Вся трава вокруг была багровой. А нам политруки вдалбливали, что, мол, у супостатов кровь голубая!"

В 1949 году Николай Максимович Талалаев был награжден орденом Красная Звезда. Был представлен к награждению орденом Отечественной войны II степени. Но сочли достойным вручить орден Красной Звезды.

Из Наградного листа.

Талалаев Николай Максимович

лейтенант

Наименование награды Орден Красной Звезды

Даты подвига 21.01.1943,27.08.1943

В Отечественной войне с 20.02.1942 г. по 14.05.1942 и с 1.01.1943 по 30.01.1943

Имеет два ранения.

Награжден медалью «За победу над Германией»

Лейтенант запаса Талалаев Николай Максимович участник Великой Отечественной войны на Юго-Западном, Ленинградском, Волховском и Степном фронтах в должности командира сабельного взвода и позже командиром взвода автоматчиков.

21 января 1943 года на Волховском фронте в составе 2 Ударной армии 147 стрелковой дивизии 600 стрелкового полка при взятии 5-го рабочего поселка под ст. Синявино был ранен, и 27 августа 1943 год анна Степном фронте в составе 147 стрелковой дивизии 500 стрелковом полку под д. Буды Полтавской области вторично был ранен.

После полученных ранений лейтенант запаса ТАЛАЛАЕВ Н.М. годен к физическому труду и в настоящее время работает в качестве кредитного инспектора отделения Госбанка.

Вывод: Тов. ТАЛАЛАЕВ достоин награждения орденом ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА II СТЕПЕНИ /Поимский райвоенком подполковник Баранов/

Заключение вышестоящих начальников. Достоин награждения медалью «За отвагу» /Пензенский облвоенком Полковник Шелоумов/.

Достоин награждения орденом Красной Звезды /Врио Командующий Войсками ПРИВО Генерал-лейтенант Парусинов. 16 сентября 1949 г. /

Со дня Великой Победы прошло почти 75 лет. Слова В.Г. Белинского по-прежнему актуальны – и не дают нам права не осуществить мечту наших ветеранов. Итак: «Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940 году, стоящую во главе образованного мира, дающую законы и науке, и искусству и принимающую благоговейную дань уважения от всего просвещенного человечества…»

Автор текста: Любовь Руднева