8 октября 2019 Быль веков
1260

«Жил труженик с высокою душой…»

Музеи, как и люди, имеют свое прошлое. Государственному музею-усадьбе В.Г. Белинского в 2019 году исполнился 81 год. Его рождению мы обязаны неутомимому труженику Александру Ивановичу Храмову. В разное время музеем руководили П.Ф. Максяшев, В.И. Лушников, А.И. Гераськин, Н.М. Анохина. Еще один талантливый руководитель музея - Василий Иванович Лушников.

Год 1967. Что он принес миру, СССР и … маленькому городу Белинскому Пензенской области? Помним ли мы события, которые когда-то казались громкими, стали знаменательными, а сейчас - за давностью лет - кажутся обыденными?

В Советском Союзе женщины сходят с ума от американского красавчика с гитарой Дина Рида, мужчины – от мини-юбок, молодежь – от «ливерпульской четверки». Все танцуют твист и ходят в кино, чаще всего на комедии. Особенно популярны среди артистов «студентка, комсомолка и просто красавица» Наталья Варлей из «Кавказской пленницы» и Олег Стриженов, сыгравший лишенного всяческих чувств робота в картине «Его звали Роберт». В Израиле начинается и заканчивается «шестидневная война», в Москве построена Останкинская телебашня (в то время самое высокое строение в мире!).

В городе Белинском жизнь идет своим чередом. Дом-музей критика (в музей-усадьбу он был преобразован в мае 1969 г.) живет уже три десятилетия. Всей сутью своей, обращенной к прошлому, музей с первого дня своего существования стал живой и необходимой частью современности. Он неразрывно связан с судьбой своего города, своего народа.

После смерти основателя и первого директора музея Александра Ивановича Храмова в 1956 г. музеем руководил П.Ф. Максяшев. 8 октября 1967 года по рекомендации бюро Белинского райкома КПСС Областное Управление культуры приказом № 95 утвердило Лушникова Василия Ивановича в должности директора музея.

О личной жизни В.И. Лушникова можно сказать немного: родился в 1925 г. Был призван на фронт. Заслужил несколько наград. После войны получил юбилейный орден Отечественной войны II степени.

Его жена - Лушникова А.А. - родилась в 1926 году на ст. Ключики Сызрано-Вяземской железной дороги. Аделаида Алексеевна после окончания 10 класса закончила 1 курс педагогического училища и была направлена на работу в с. Волчий Враг Чембарского (ныне Тамалинского) района. С мужем, Лушниковым Василием Ивановичем, она познакомилась на одном из концертов художественной самодеятельности: появился в зале мужчина в военной форме – Василий Иванович только что вернулся с фронта. Симпатия возникла сразу. В браке родилась дочь Ольга.

О работе мужа Аделаида Алексеевна вспоминает так: «Весь в работе, дома не сидел». В. И. Лушников заочно окончил педагогический институт. Недолго работал в редакции газеты «Сельская новь». В 70-х гг. - директор музея В.Г. Белинского. В большинстве своем во многих положительных преобразованиях, нововведениях музейного характера - заслуга Лушникова Василия Ивановича.

В июне 1968 г. начал строиться первый в Пензенской области туристский комплекс - туристская база «Чембар» (своих первых гостей приняла 1 августа 1974 года). Турбаза соединяла единым маршрутом музей-усадьбу В.Г. Белинского и музей М.Ю. Лермонтова «Тарханы».

Возрос поток туристов. В 1968 г. через несколько месяцев после посещения музея А. Я. Пельше – председателя партийного контроля при ЦК партии - было приято постановление за №369 от 30 июня 1969 года о мерах по благоустройству музеев М.Ю. Лермонтова и В.Г. Белинского. И началась реставрация музеев.

Имеющиеся в архиве музея документы и натурные обследования позволили архитектору Черникову Е.А. точно определить подлинный облик дома Белинских, описание которого он дал в краткой исторической справке. В результате облик дома рисуется следующим образом. «Дом деревянный на кирпичном фундаменте. Дом снаружи обшит тесом, внутри оштукатурен. Полы дощатые. Крыша при Белинских была тесовой. Семь окон главного фасада, обращенного к Базарной площади, имеют такие же наличники как и прочие окна. в дом ведут два входа. один парадный с красным крыльцом вдоль всего северного фасада ведущий в прихожую. Другой подсобный, выходящий на южную веранду и двор. В письмах членов семьи упоминаются названия отдельных помещений. Прихожая, кабинет, детская, гостиная, спальня, столовая, буфетная».

Для вновь отреставрированного мемориального дома нужна была новая экспозиция, и основной задачей директора было воссоздание с максимальной достоверностью бытовой обстановки дома. К 125-летию со дня смерти критика новая мемориально-бытовая экспозиция «Семья Белинских» торжественно была открыта. Высокую оценку экспозиции дал Ираклий Лаурсабович Андроников: «Экспозиция – перл музейного искусства».

Пока шли реставрационные работы в доме Белинских, для посещения оставалась открыто уездное училище. Как только мемориальный дом распахнул свои двери, реставраторы приступили к работам в уездном училище.

Здание уездного училища находилось на территории, смежной с усадьбой Белинских. Это обстоятельство дало возможность объединить при создании музея территории училища с владениями отца Белинского в единую музейную территорию. Уездное училище является не только подлинным памятником, но и представляет собой интерес с точки зрения архитектуры. Архитектор Е.А. Черников констатирует: «Несмотря на все переделки, которые коснулись не только внешнего облика, но и внутренней планировки здание сохранило целый ряд подлинных элементов...».

Рассматривался «проект Генерального плана усадьбы Белинских и восстановления мемориальных построек на ней». В.И. Лушников горячо отстаивал проект восстановления надворных построек, указывая на большую выразительность, убедительность всему комплексу усадьбы: «Музей В.Г. Белинского – единственный в стране. Необходимо сделать его цельным, завершенным комплексом. Это интересно туристам. Комплекс такого рода – мемориальный и этнографический – поможет сохранить такого рода строения, характерные для народной архитектуры, ныне уходящей. В результате реконструкции мемориальная усадьба Белинских должна превратиться в интереснейший историко-этнографический памятник народного зодчества, характерного для уездных городов центральной черноземной России первой трети XIX века».

Научные сотрудники под руководством В.И. Лушникова продолжали разрабатывать концепцию новой литературной экспозиции «Я в мире боец» (в то время шел капитальный ремонт дома Ф.И. Антюшина). План был разработан и утвержден в 1979 г. Художественным советом.

В.И. Лушников, используя все возможности, построил за 1971-1973 гг. фондохранилище, экскурсионный павильон при входе в музей (в 1975 г. спроектирован, а в 1977 году построен), двухквартирный жилой дом для работников музея, гараж для автобуса, котельную.

В соответствии с общей концепцией В.И. Лушников серьезно поставил комплектование фондов. Он никоим образом не ограничивал собирательские возможности музея. Все до единого сотрудника выезжали в командировки почти ежемесячно с установкой - не возвращаться с пустыми руками, иначе задание считалось невыполненным. Отбирали материалы в обменных фондах библиотек, сотрудничали с музеями. С благодарностью принимали помощь от сотрудников Всесоюзного музея А.С. Пушкина, Литературного музея Пушкинского дома, Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, Государственного литературного музея и многих других. Налаживались контакты с коллекционерами Москвы и Петербурга.

Для сбора предметов крестьянского быта практиковались экспедиции на автобусе в села района, привлекались юные краеведы Дома пионеров, средней школы №2, активизировалась работа в архиве.

Все вопросы организации хранения на современном уровне В.И. Лушников уже решил: фондохранилище было построено. Именно в этот период интенсивного целенаправленного музейного комплектования музей стал обладателем редчайших изданий, таких как прижизненные издания А.С. Пушкина, первое издание «Мертвых душ» Н.В. Гоголя и другие произведения писателей первой трети XIX века.

Предметы декоративного фонда собирались в период работы над экспозицией «Семья Белинских». Искали предметы, упоминаемые в переписке Белинских. При почти подворном опросе жителей нашли предмет, принадлежавший семье уездного лекаря: Иван Яковлевич Лагутин передал музею конторские счеты на четырех ножках, принадлежавшие Г.Н. Белынскому.

Другой предмет, поступивший в музей в это время, принадлежал самому критику. Это трость В.Г. Белинского производства французской фирмы Фердинанда Барбедьена (1840-е гг.)

В период директорства В.И. Лушникова было приобретено много изобразительных материалов, в том числе два скульптурных изображения критика: бронзовый бюст работы Н.Н. Ге и скульптура из южного карагача студента И.Васильева.

Пополнение фондов многими интересными экспонатами, на основе которых в доме создана исторически достоверная обстановка, новая литературная экспозиция в уездном училище, проводимая значительная научно-исследовательская работа, предлагаемые новые выставки вызывали живой интерес к музею. Количество посетителей возросло в 8 раз!

Поток экскурсантов резко возрастал особенно в весенне-летнее время. При малочисленном штате сотрудников - 2 старших научных сотрудника, 2 экскурсовода при полной самоотверженности тяжело было управляться с экскурсиями. Для удовлетворения желания посетителей в экскурсионном обслуживании с 1969 года на летнее время на конкурсной основе стали приниматься подготовленные лучшие ученики старших классов средних школ №1 и №2. Многие из них поступали затем в педагогические институты и возвращались в музей.

В.И. Лушников добился увеличения штата. Благодаря Постановлению Совета Министров РСФСР в музеях появилась должность заведующего фондами, ещё двух старших научных сотрудников и одного младшего научного сотрудника. Все научные сотрудники музея проходили стажировку в музеях Москвы и Ленинграда.

Несмотря на неутомимую и многогранную свою деятельность музей оставался на периферии музейного мира. Ярко, крупно, зримо он заявлял о себе во время проведения научных конференций. Идея регулярно собираться под крышей дома Белинского родилась в Чембаре, была предложена в 1976 году (ранее научные конференции проходили в академических сменах, г. Москва 1971 и 1973 гг.)

Главная забота В.И. Лушникова - посетитель. Каждодневная его работа сводилась к вопросу: что ещё предстоит сделать, чтобы завтрашнему экскурсанту здесь было интересно, полезно, комфортно, чтобы захотелось ему ещё раз прийти в музей с родными, друзьями. В этой повседневной будничности и заключался весь тяжелый невидный труд директора. Вся работа В.И. Лушникова была устремлена в будущее.

Работа Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского положительно оценивалась Управлением музеев Министерства культуры РСФСР. За активную работу по воспитанию подрастающего поколения музею присуждались дипломы. Директор музея В.И. Лушников в 1977 году был награжден Почетной грамотой Министерства культуры РСФСР и Центрального комитета профсоюза работников культуры.

Деятельность Василия Ивановича Лушникова в музее можно определить одним словом - подвижничество. Он умел привлекать в музей всеобщие симпатии, доверие и уважение. Давал возможность и право сотрудникам гордиться принадлежностью к музейному делу. В совместной работе с ним и под его руководством они видели для себя образец и высокую школу идейного труда, направленного к широким просветительским целям.

Василий Иванович оставил музей в начале февраля 1980 года, проработав в нем 12 с половиной лет, создав такую базу для дальнейшего развития, которой музей пользуется и поныне.

Автор: Любовь Руднева