17 августа 2024 Мнения
2168

Археолог поделился мнением о происхождении находящихся в Пензе «половецких баб»

Эксперт осмотрел загадочные каменные изваяния, одно из которых напоминает инопланетянина.


Фото: РИА ПензаСМИ, Скриншоты: https://vk.com/freis?z=photo6916877_457242827%2Fwall6916877_1400, https://vk.com/apavlihin?from=search&z=photo34744826_457264308%2Fwall34744826_5265.

В Пензе находится ряд каменных изваяний, происхождение которых вызывает спор среди ученых. Самые известные из них – те, что стоят у входа в старый корпус областного краеведческого музея. Еще одна фигура так называемой «половецкой бабы» – в одном из сел Мокшанского района. Есть и те, что пока мало знакомы жителям, например, «голова инопланетянина». Этими объектами заинтересовался археолог Донецкого государственного университета, специалист по средневековым каменным изваяниям Восточной Европы Александр Евглевский. С научной целью он посетил Пензу.

– Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, с чем связан ваш приезд?

– Уже много лет я занимаюсь подготовкой Свода изваяний средневековых кочевников. У меня были фотографии пензенских скульптур, но я предпочитаю работать с ними вживую, особенно если имеющиеся иллюстрации происходят из интернета. Приезжаю сюда не в первый раз. До этого исследовал изваяния, которые находятся возле старого корпуса областного краеведческого музея. В этот раз была похожая работа недалеко от Пензы.

– Все пензенцы знают о «половецких бабах», но немногие догадываются об истории их появления в регионе.

– Судьба пензенских скульптур известна в общих чертах. С одной стороны, она драматична, а с другой – имеет очень интересный культурологический подтекст. К сожалению, археологический контекст находок ни одного из трех изваяний не установлен. Однако нет сомнения, что их привезли сюда примерно 100 лет назад. Они были изготовлены 750-850 лет назад.

По одной из легенд, в 1904 году известный русский писатель Григорий Данилевский собирал в своем имении в Харьковской губернии каменные бабы. Две из них подарил своему сыну Константину Данилевскому, владевшему имением в Пензенской губернии. Позже они были установлены в имении писателя Михаила Загоскина в селе Малый Рамзай по обе стороны дороги. Вероятно, владелец использовал их как своеобразные обереги. Ныне это селение находится на территории села Рамзай Мокшанского района. В 1928 году две скульптуры перевезли в Пензенский краеведческий музей. В имении Загоскина стояла еще и третья. По-видимому, именно та, которая находится на базе отдыха вблизи Рамзая.

– Интересна ли Пензенская область в плане каменных изваяний?

– Это деликатный вопрос. Как известно, Пензенский край не входил в ареал проживания средневековых тюркоязычных кочевников, поэтому не могу утвердительно ответить на ваш вопрос. Но скульптуры других (местных) археологических культур, несомненно, дадут более интересную информацию.

– Расскажите подробнее о статуе в селе Рамзай? В чем ее необычность, каким веком она датируется?

– История её появления типична для относительно небольших скульптур, не попавших своевременно в государственный музей. Такие изваяния нередко меняли свою прописку по несколько раз. Их дарили, продавали, вывозили за пределы селений, разбивали или топили, порой, наоборот, ставили в качестве оберегов у домов.

По легенде, эта скульптура привезена из Харьковской губернии, как и упомянутые выше. Однако тип изваяния предполагает ее первоначальное местонахождение где-то в Саратовской области или относительно недалеко к югу или юго-западу от нее.

Изваяние из села Рамзай – это так называемая фигура-бюст, то есть без изображения рук и ног. Очевидно, ее изготовили во второй половине XIII века, когда этот регион оказался под властью Золотой Орды. Она немного моложе двух других скульптур.

Интересно, что изваяние было установлено на могилку-холмик любимого кота семьи Константина Данилевского.

– Оно изображает мужчину или женщину?

– К сожалению, время, природные и антропогенные факторы негативно отразились на иконографии изваяния, особенно пострадало лицо. Тем не менее, на голове едва заметно просматривается шлем. Это мужской атрибут, поэтому нет сомнений, что скульптура отражает образ воина-мужчины.

– Каким было назначение таких объектов?

– Несмотря на то, что эти изваяния давно привлекают исследователей и написано много монографий и статей, на мой взгляд, знаем мы о них очень мало. Это очень интересный феномен с глубинными пластами информации, требующий междисциплинарного изучения. Одной из трудностей в его изучении является крайний дефицит письменных сообщений о культовой сфере средневековых кочевников. А то, что передавалось из поколения в поколение и дошло до нас в виде сильно искаженных преданий, легенд и мифов, не является документальными источниками. На них нельзя строить научные гипотезы, хотя и отбрасывать их полностью не стоит. В науке пока доминирует относительно взвешенная точка зрения о том, что изваяния связаны с культом предков. Я, правда, с этим не согласен. Есть и другие суждения, в том числе и дилетантские, давно устаревшие. Одно из них гласит, что скульптуры устанавливали над погребениями. Это не так.

– Интересно узнать вашу точку зрения.

– Опираясь, прежде всего, на этнографию и фольклор XIX-XX веков, то есть на комментарии людей с традиционным мышлением, записанные исследователями в полевых экспедициях, а также полагаясь на свой многолетний опыт изучения изваяний, выскажу следующие соображения.

Изваяния – это произведения культового характера, их смысловое назначение многопланово. Корни этого явления уходят в язычество, точнее, в шаманизм, в состав которого входили и другие компоненты ранних форм религии. Когда умирал кочевник, средневековый мастер изготавливал «заместителя» умершего, его двойника, который как бы принимал участие в собственном поминальном обряде. Какие при этом происходили культовые действия, сказать чрезвычайно сложно. Наши реконструкции навсегда останутся лишь версиями с той или иной степенью достоверности. Археологических источников, сохранившихся in situ (в нетронутом состоянии), крайне мало. Не осталось и письменных свидетельств. Европейских и арабских путешественников кочевники не посвящали в свои культовые церемонии и в погребальные ритуалы. Чужеродцы могли только наблюдать их быт, ведение хозяйства и состязания.

Кроме того, каменное изваяние понималось и как вместилище души умершего. Она как бы созревала там определенное время, а после должна была реинкарнироваться (возродиться). Когда поминальный цикл завершался, душу нужно было выпустить из скульптуры. С этой целью некоторые тюркоязычные племена совершали над скульптурой некие символические действия, а нередко наносили ей повреждения. Часто ее разбивали, а затем закапывали на ритуальной площадке или просто в насыпи кургана. Но делали это в стороне от кургана, где был погребен умерший, образ которого отражен в скульптуре.

После таких обрядовых действий соплеменники умершего навсегда забывали о каменном вместилище души. Добавлю, что с VII по XIII век (время бытования этого явления) происходила столь сильная трансформация смыслового наполнения скульптур, что последующие поколения лишь в общих чертах представляли себе, какой изначальный смысл вкладывали в эти изваяния их предки.

– Вы хотите, чтобы изваяние из села Рамзай забрали в музей?

– Скульптуру непременно надо забрать, поскольку произведение искусства древних не должно стоять в качестве украшения на территории увеселительных заведений, в данном случае – на базе отдыха. После того, как ее там забетонировали в 1970-х годах, из-за отсутствия необходимых условий хранения практически все изобразительные детали оказались утраченными. Есть и другой аспект. Трудно себе представить, что кому-то придет в голову привезти с современного кладбища надгробие и установить его на базе отдыха или возле своего дома.

– Что можете сказать о каменной голове из села Старая Каменка. Объект находится в Пензенском краеведческом музее. Этот артефакт из той же серии изваяний?

– Нет, эта голова не из той же серии. Хотя для большинства древних и современных культур свойственно изготовление антропоморфных образов, их смысловая нагрузка была чрезвычайно разнообразной. От своего заключения об этом артефакте воздержусь, поскольку ничего подобного я не видел. Он без всякого преувеличения уникален. Общаясь у витрины пензенского музея, мы с коллегами не сговариваясь, в шутку высказали одно и тоже соображение. Нам показалось, что образ головы похож на некоего инопланетянина, настолько она необычна, то есть разительно отличается от типичного облика древних людей. В целом пока рано что-то говорить. По этой находке надо провести углубленное исследование и опубликовать его в научном издании.

– В Пензе каменные изваяния называют «половецкими бабами». Корректно ли такое понятие?

– По-обывательски это словосочетание понятно, и его можно использовать в обиходе, но в научном смысле – это каламбур. Я вообще не сторонник этнических привязок к археологическим памятникам, во всяком случае в этом вопросе необходимо быть крайне осторожным. Этим должны заниматься этнологи, палеоантропологи и историки, но не археологи. У археологии совсем иные задачи и методы исследования. Археологи должны методически грамотно раскопать памятник и описать его, предложить дату, провести первичную консервацию, затем перевести на язык, понятный историкам, этнологам, искусствоведам, культурологам, палеоантропологам и другим ученым.