10 июля 2024 Мнения
4863

Владимир Серебренный: Сотрудничество вузов и промышленных предприятий находится в основе регионального развития

На площадке международного форума «Иннопром-2024» обсуждены направления взаимодействия между МГТУ «СТАНКИН» и резидентами станкостроительного кластера.


Фото: ПензаСМИ.

Первый в России станкостроительный кластер доказал свою дееспособность, он развивается и вышел на межрегиональный уровень. Об этом сказал ректор отраслевого вуза по подготовке кадров для цифровой трансформации высокотехнологичных секторов машиностроения Владимир Серебренный, который посетил стенд Пензенской области на главной промышленной выставке России.

Встреча прошла в рамках реализации пунктов соглашения о сотрудничестве, которое было подписано на полях Петербургского международного экономического форума. В июне документ скрепили подписями губернатор Пензенской области Олег Мельниченко и Владимир Серебренный, ректор одного из системообразующих университетов страны.

В столице Урала генеральный директор станкостроительного завода Олег Кочетков познакомил ректора СТАНКИНа с образцами выпускаемого оборудования в Пензе, обозначил планы по увеличению локализации производства и импортозамещения комплектующих. Особое внимание было уделено аспектам развития совместной деятельности по подготовке квалифицированных специалистов и повышения эффективности производства. По итогам переговоров Владимир Серебренный встретился с корреспондентом РИА «ПензаСМИ».

– Владимир Валерьевич, в вузах проходит приемная кампания и сейчас уже есть понимание, какие обучающие программы и направления самые популярные среди абитуриентов?

– На протяжении нескольких лет основными направлениями по популярности у абитуриентов остаются IТ, автоматизация и роботизация производства. Хочу отметить, что в этом году наметилась тенденция увеличения интереса к инженерным специальностям и управлением качества. Кроме того, возвращается понемногу популярность экологии и техносферной безопасности.

– Сегодня дефицит рабочих профессий является сдерживающим фактором развития индустриального сектора. В этой связи расскажите, как вуз помогает промышленным предприятиям решать вопросы подготовки кадров в соответствии с запросами рынка труда?

– В университете запущен проект «Колледж-Работодатель-СТАНКИН», который отмечен как лучшая практика протоколом заседания межведомственной рабочей группы по вопросу восстановления рынка труда под председательством вице-премьера федерального правительства Татьяны Алексеевны Голиковой.

Суть проекта заключается в адаптации выпускников средне-специальных учебных заведений к работодателю через несколько этапов их взаимодействия. На первом этапе университет проводит профильные олимпиады для уточнения уровня подготовки абитуриентов. Далее победителям и призерам мы предлагаем трудоустройство на предприятиях, которые выступают нашими партнерами, причем на лучшие позиции. Молодые люди вправе рассчитывать на поступление в университет для обучения по целевым квотам и индивидуальным учебным планам. Тем, кто менее себя проявит на первом этапе также помогаем в трудоустройстве, но уже без обучения у нас.

Таким образом университет выступает «одним окном» по взаимодействию колледжей и всей сети своих индустриальных партнеров. На данный момент уже охвачено четыре региона Центрального федерального округа.

– Как понимаю, удалось решить серьезную проблему, которая заключается в возможности трудоустройства во время обучения...

– Мы поддерживаем своих студентов, кто трудоустраивается по специальности во время обучения, переводим их на индивидуальные учебные планы или в целевые группы по просьбе их работодателей. Стараемся адаптировать траекторию обучения ребят через дополнительное обучение, давая расширенные компетенции по требованию предприятия.

– Расскажите о форматах сотрудничества с компаниями-работодателями?

– Форматы самые разнообразные. В число ключевых входят точечные карьерные мероприятия, организуемые по укрупненным группам направлений подготовки или отдельным направлениям. Приглашаем предприятия, которые ищут своих сотрудников с таким же набором компетенций. Из проведенных в течении этого года крупных карьерных мероприятий процент трудоустройства составил 25% после их посещения.

Важным аспектом являются промышленные экскурсии. Наши учащиеся изнутри знакомятся с предприятиями и трудовой спецификой. Показываем, что это интересно и совсем не страшно. Из 180 студентов более 30% получили оффер по итогам собеседования после подобных экскурсий.

Кроме того, привлекаем работодателей в рамках нашей научной деятельности в качестве заказчиков работ в проектной деятельности студентов. Порядка 32 партнеров за прошедший год привлечены к такому роду деятельности.

Ну и конечно мы не можем не вовлекать наших партнеров в образовательный процесс, более 87 предприятий в течении учебного года были руководителями, лекторами и практиками у нас обучающихся.

– Проходит ли молодежь практику на промышленных предприятиях?

– Мы 100% своих студентов, которые учатся по машиностроительным специальностям, направляем на практику на предприятия. В университете действует правило, что вся производственная практика всех технических направлений в первую очередь проводится для граждан России на производствах. IТ-направления и экономические устраиваются в большинстве своем в компании и на предприятия в равных частях. Часть студентов проходят практику на нашем технологическом полигоне.

– Что касается переподготовки кадров…

– Мы активно занимаемся переподготовкой кадров в различных областях. В частности, предлагаем высококачественные программы повышения квалификации, курсы профессиональной переподготовки и дополнительного образования для специалистов многих профилей, а также для студентов. Наш университет стремится не только к передаче знаний, но и к развитию практических навыков, предоставляя программы, разработанные с учетом актуальных требований рынка труда.

– Кто интересуется данным направлением?

– На сегодняшний день наши программы привлекают значительное количество слушателей из многих сфер деятельности. На курсах переподготовки в центре дополнительного образования МИРИТ ежегодно обучаются более 2500 человек, так за 2023 год 3500 слушателей прошли обучение. Наши программы повышения квалификации востребованы среди специалистов из различных отраслей промышленности, науки и образования. Потенциальные слушатели обращаются к нам, чтобы расширить свои знания и навыки, быть в курсе последних тенденций в интересующей их области и повысить профессиональную компетентность.

– Почему сейчас так актуально получение дополнительного образования?

– Современный мир стремительно меняется, и новые технологии, требования рынка труда и профессиональные стандарты постоянно обновляются. Получение дополнительного образования позволяет специалистам быть в курсе последних тенденций и оставаться конкурентоспособными. Наиболее востребованными направлениями переподготовки в нашем университете являются: переводчик в сфере профессиональной коммуникации, IT-направления, связанные с цифровой кафедрой на базе нашего университета и с проектом «Университет 2035».

– Кто является заказчиком данного обучения?

– К нам на обучение могут направлять специалистов работодатели, государственные органы, а также сами специалисты, стремящиеся к профессиональному росту. Мы активно сотрудничаем с другими вузами, организациями, предоставляя корпоративное обучение, с масштабными корпорациями, среди которых Ростех и СоюзМаш также принимаем участие в федеральных проектах и программах. В их числе национальный проект «Демография», «Университет 2035», программа, реализуемая совместно с ЦЗН, по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию для инвалидов, а также «Приоритет 2030», предоставляющий молодежи возможность развиваться в смежных областях.

– Какие существуют сдерживающие моменты на пути решения проблемы подготовки кадров?

– Наверное, основным фактором можно назвать неравные условия трудоустройства выпускников, а именно большая разница в зарплате айтишников и инженеров в первую очередь. Если мы сможем выровнять этот показатель, то думаю многие проблемы разрешаться быстрее и менее энергозатратнее.

– Вы внимательно следите за процессами развития станкостроения в Пензе, но пока еще не были в Пензенской области. Не собираетесь ли приехать в Сурский край?

- Обязательно приеду. Скорее всего после начала учебного процесса в вузе. Интересно увидеть производства и пообщаться с пензенцами, которые находятся в авангарде станкоинструментальной отрасли страны. Важно развивать взаимодействие с индустриальными партнерами. Уверен, что сотрудничество вузов и промышленных предприятий находится в основе регионального развития.