3 октября 2024 Мнения
114

Директор ПИ ПГУ Геннадий Козлов: «Отмечается рост популярности инженерного образования»

Этому способствуют курс страны на технологический суверенитет и возрождение промышленности, а также материальная поддержка сотрудников заводов, считает он.


Фото: penzasmi.ru.

В регионе растет популярность инженерного образования, но производственные предприятия по-прежнему жалуются на нехватку кадров. О том, почему так происходит, как работают новые правила целевого набора и базовые кафедры, РИА «ПензаСМИ» побеседовало с директором Политехнического института ПГУ Геннадием Козловым.

РОДИНЕ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО АЙТИШНИКИ

– Геннадий Васильевич, какие специальности сейчас наиболее востребованы у абитуриентов?

– Если судить по нашему институту, то в последние годы остаются самыми популярными IT-направления. Об этом говорят проходные баллы. Максимальные – на «Программную инженерию». Чтобы поступить, нужно набрать более 255 баллов, а это довольно много.

Конечно, нам нужны «айтишники», но для технологического суверенитета страны необходимы также машиностроители, приборостроители, сотрудники транспорта, связи.

– Но если вспомнить 90-е годы, то технические специальности были не очень популярны. Самые большие конкурсы в вузах были на экономические и юридические факультеты. Сейчас с изменением ситуации и роста запросов предприятий ситуация изменилась?

– Действительно, в последние годы наблюдается повышение престижа технических направлений подготовки. Например, взять направление «Технологические машины и оборудование». Несколько лет назад эта специальность была совсем непрестижной, на нее не шли студенты. Проходной балл не дотягивал даже до 150. А в этом году, чтобы поступить, нужно уже превысить 199 баллов.

Причины роста популярности этого направления просты. Изменилась ситуация – в нашей стране избран курс на технологический суверенитет и возрождение промышленности, изменилось материальное мотивирование. Кроме того, сами предприятия способствуют повышению престижности тех или иных направлений.

Один из таких примеров – пензенское станкостроительное предприятие. На заводе действует базовая кафедра: студенты могут сразу увидеть будущее место своей работы. А посмотреть есть на что! Предприятие современное, высокотехнологическое, находиться там и работать – одно удовольствие. Кроме того, имеется практика материального мотивирования лучших студентов института. С успешными молодыми людьми завод заключает целевой договор и выплачивает существенную сумму за хорошую учебу.

ВЗАИМОВЫГОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

– Вы упомянули про базовые кафедры. Гарантирует ли обучение там то, что студент будет впоследствии трудоустроен?

– У нас есть шесть базовых кафедр, их цель – подготовить хорошего уровня инженерные кадры. Причем они удобны и вузу, и студентам, и предприятиям. Нам как учебному заведению выгодно использовать их производственную базу для повышения практической подготовки студентов. Мы стараемся провести через эти базовые кафедры максимальное количество студентов (приблизительно 1000 человек в год), чтобы они увидели современное наукоемкое технологическое оборудование, получили навыки работы с ним, посмотрели, как организовано производство.

Что касается работодателей, у них есть возможность уже во время обучения выбрать лучших студентов и привлечь их к работе на своих предприятиях. Стопроцентной гарантии трудоустройства нет, но у студентов есть возможность адаптироваться к работе на любом ведущем предприятии региона.

Вообще мы очень тесно сотрудничаем с пензенскими предприятиями. Заключаются целевые договоры, проводятся дни открытых дверей, налажено сотрудничество по совместным исследованиям и разработкам, проводится практика на производствах и так далее.

– Есть ли статистика, сколько студентов успешно трудоустраивается после обучения?

– Более 75 процентов трудоустраиваются по специальности. Еще порядка 10 процентов продолжают обучение в вузе на других ступенях образования или в аспирантуре. Еще часть посвящают свою жизнь службе в силовых структурах.

ЦЕЛЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ГАРАНТИЯ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ?

– Вы упомнили про целевые направления. В этом году изменились условия такого обучения. Много ли студентов, которые поступили на факультет, заключив целевые договоры?

– В 2024 году на различные специальности к нам поступили 46 целевиков. Когда мы говорим о целевом обучении, важно понимать, что есть два варианта: это поступить по направлению от одной из организаций либо заключить договор о целевом обучении уже в процессе обучения.

В последние годы несколько снизилось количество выбирающих первый вариант. Этому есть несколько причин. Во-первых, трудность планирования на 5-8 лет. Многие студенты не хотят себя связывать обязательствами в быстро меняющихся условиях. Плюс если вдруг студент передумает учиться по выбранной специальности, нужно будет заплатить штраф и ВУЗу, и работодателю.

Во-вторых, предприятия тоже не могут спрогнозировать ситуацию, смогут ли они обеспечить местом работы конкретного учащегося. В целом, я считаю, что система целевого обучения требует доработки.

– Раньше студент сам находил работодателя и заключал с ним целевой договор. А как обстоят дела сейчас?

– Все предприятия выкладывают свои предложения на портале «Работа России». Студент может открыть сайт и выбрать любое из них, причем можно отдать предпочтение не только местным организациям, но и находящимся в других регионах. Целевое направление обязывает студента отработать в компании после выпуска из вуза от трех до пяти лет.