1 марта 2024 Мнения
4939

Астроном Сергей Язев: «Космос – это не обои на стене»

Профессор, директор Астрономической обсерватории Иркутского государственного университета поделился своим мнением о том, почему в школы важно вернуть астрономию.


Фото: Евгении Фроловой и из архива РИА ПензаСМИ.

Сибирский астроном в третьем поколении, человек, который 45 лет своей жизни посвятил изучению Солнца Сергей Арктурович Язев посетил Пензу в рамках «Школы лекторов планетариев». Нам удалось встретиться с ученым и узнать его мнение относительно того, почему астрономия исчезла из школьной программы и как это отразилось на космической отрасли.

ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

– Сергей Арктурович, в середине 90-х астрономия тихо и незаметно исчезла из списка школьных предметов. Почему так случилось, ведь против предмета никто никогда прямо не выступал?

– История школьной астрономии в России сложная. Я бы сказал, даже драматичная. Она никогда не считалась важным предметом, ее обычно преподавали как раздел физики. Многие считали, что астрономия – это знания, без которых можно обойтись. Вы правы, никто против астрономии не выступал, но как-то неожиданно получилось, что при переформировании программ в новых учебных планах предмета не оказалось. Профессионалы, конечно, пытались повлиять на ситуацию, но их не услышали. Когда в 2017 году было предложено вернуть предмет в российскую школу, оказалось, что все не так просто. Учителя со стражем, которые преподавали когда-то астрономию, ее забыли. Молодые педагоги в вузах ее не изучали. Да и актуальных учебников по предмету не было. При этом мы видели печальную статистику. Проводились опросы общественного мнения, где выяснялось, что доля людей, которые полагают, что Земля находится в центре мира, а Солнце обращается вокруг неё, неуклонно растет.

– Но астрономия в школы так и не вернулась. А между тем, она – неотъемлемая часть нашей жизни.

– Многие ошибочно полагают, что астрономия – это про что-то очень далекое. Но, например, на протяжении нескольких недель февраля на Солнце происходила серия мощнейших вспышек. Подобного я не припомню за всю свою жизнь. Возникает вопрос: как это повлияет на Землю? Возникнет магнитная буря? Повлияет она на людей? На самом деле ответы на эти вопросы дает астрономия. Мы пользуемся мобильными приложениями вызова такси, смотрим на мониторы и следим, где едет наша машина. И мало кто понимает, что, если мы не будем знать астрономию, не будет никаких подобных приложений, беспилотных автомобилей. Точные координаты входят в нашу жизнь благодаря достижениям астрономии. Все, что касается космонавтики, также теснейшим образом завязано на астрономии. Какая радиация в космосе, какая температура, как воздействует Солнце на другие небесные объекты? Пока мы не знали ответы на эти вопросы, большое количество спутников, стоимостью в сотни миллионов долларов, выходило из строя.

АСТРОНОМИЯ КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНОГО КОДА

- Как мне кажется, в последние годы отношение к предмету в школах все же изменилось. Тема становится интересной для молодых людей.

– Я часто бываю в школах и вижу, что есть очень любознательные ребята, которые действительно много читают, изучают и могут задать очень сложные вопросы по этой теме. Но у советской школы все же были определенные плюсы. Она давала самые распространенные знания по биологии, химии, математике, астрономии, предполагая, что современный культурный человек должен обладать определенным минимумом знаний. Обладать базой, чтобы ориентироваться в современном мире, понимать, почему Солнце восходит и заходит, почему зима сменяется весной и летом. Астрономия – это часть нашего культурного кода, если хотите.

Почему-то считается неприличным, если человек не слушал Чайковского, но вполне нормально, если ничего не знает, про солнечную систему и на каком примерно расстоянии Солнце находится от Земли. До 50% людей не могут правильно ответить на вопрос, почему летом тепло, а зимой холодно. Космос – это огромный мир за нашим окнами, а не обои на стене. Если мы отказываемся от астрономии, мы просто закрываем эти окна и делаем вид, что ничего вокруг не происходит. С моей точки зрения это неправильно.

- Какой, на ваш взгляд, должна быть школьная астрономия, особенно сейчас, когда много лет отсутствовали учителя, учебники, методическая база?

– Курс не должен быть глубоким, он должен давать общее представление о том, как устроен мир. Он должен быть ярким, красочным, интересным, может быть, интерактивным. Не нужно усложнять. Увы, но продвинутые московские физико-математические школы – это одно. Но представьте себе деревенскую школу где-нибудь в Сибири. Где один учитель ведет и физику, и информатику, и заодно астрономию. Насколько ему сложно будет вникнуть в программу, а потом донести ее до детей.

Мне кажется, что важно дать подрастающему поколению общее представление, о том, откуда взялась Земля, полезные ископаемые, что такое атомы, из которых мы с вами состоим. Нужны простые базовые знания. И не в 10-11 классах, когда школьникам уже ничего не важно, кроме подготовки к ЕГЭ. На мой взгляд, астрономию нужно изучать в 8-9 классах. В этом возрасте им еще что-то интересно, они любознательны и сами задают вопрос: «А как устроен мир?».

ЕСЛИ НЕ РАЗВИВАЕШЬСЯ, ТО ОТСТАЕШЬ

– Есть шанс, что астрономия вернется в школьную программу?

– Я оптимист и надеюсь, что со временем это произойдет. Государственная корпорация «Роскосмос», например, уже испытывает проблемы с кадрами. В отрасли в целом дефицит людей, которые могли бы строить и запускать космические ракеты. Многие начинают понимать остроту проблемы. И я надеюсь, что это станет отправной точкой для перемен.

– При всем при этом астрономия – это одна из самых быстроразвивающихся наук. Новые инструменты и аппараты позволили нам сделать ряд прорывных открытий. Как же так получается?

– Это действительно так. Но важно понимать, что, когда говорят «мы», речь идет о человечестве в целом. Разработок, действительно много, но они принадлежат разным странам и государствам. Расскажу лишь о некоторых. Соединенные Штаты Америки пару лет назад запустили и эксплуатируют замечательный телескоп, находящийся в космосе. Он называется James Webb. У него 6,5-метровое зеркало. Это самый большой космический телескоп в мире. Его строили порядка 15 лет. Для понимания: один этот телескоп – четырехлетний бюджет корпорации «Роскосмос».

На Гавайях ведется строительство телескопа с диаметром зеркала 30 метров. Объединенная Европа на территории Чили (а это лучшее место для астрономии из-за постоянно ясного неба) сейчас строит 39-метровый телескоп. В России самый большой, шестиметровый телескоп, построен в 1976 году. Это специальная астрофизическая обсерватория, я был в ней буквально в прошлом году. Телескоп активно работает и приносит большую пользу ученым. И каждая страна понимает, что важно стремительно расти, если ты не развиваешься, то отстаешь.