Архитектор Анастасия Успенская: «Точечная застройка убивает естественные связи в городе»
Член Союза архитекторов РФ рассказала, как должен выглядеть город, который не хочется покинуть.
Фото: penzasmi.ru.
Член Союза архитекторов РФ, преподаватель Московского архитектурного института Анастасия Успенская приехала в Пензу в рамках Международного фестиваля архитектурно-художественного творчества учащейся молодежи и школьников «Татлин-фест». Она приготовила мастер-класс для участников, который состоялся в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства. Журналисты РИА «ПензаСМИ» встретились с экспертом, чтобы поговорить о современной архитектуре провинций.
КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ ГОРОДА
Анастасия, Ася, как она просит себя называть, призналась, что до сих пор помнит тот день, когда посмотрела на город глазами архитектора.
– Это случилось на третьем курсе института. Именно тогда я поняла, что больше не среднестатистический человек. Что способна замечать то, чего не видят другие, мимо чего они спокойно проходят. Но всё это началось не вдруг. Все благодаря маме и ее настойчивости. Она очень эрудированная женщина, постоянно водила меня в музеи, мы очень много путешествовали. И нет, будучи маленькой девочкой я не получала от этого удовольствия. Я не просила её еще три часа погулять по Лувру. Но это дало мне базу.
Я могу воспринимать новые города через их культурную составляющую. Во время любой поездки стараюсь побывать в местных музеях. Мене это нужно, чтобы понять город и его людей. Я очень люблю пользоваться общественным транспортом. Воспринимаю его как кровеносные сосуды города. Поверьте, одно дело стоять в пробке в такси, и совсем другое – в автобусе. В прошлом году в Ульяновске я за 35 рублей доехала из аэропорта до гостиницы на общественном транспорте. Это была долгая обзорная экскурсия по городу.
Такие привычки приходят с опытом. И важно в себе их воспитывать.
Недавно мы со студентами проектировали музей. Я спросила у ребят, в скольких музеях они были за последние месяцы. Они удивились вопросу. Не поняли, для чего им это. Для них было не очевидно, что, когда ты проектируешь объект, часть твоей работы – погрузиться в типологию. И я считаю, что способ знакомства с городом – это навык, который тоже нужно формировать.
– Анастасия, вы много путешествуете по России, на ваш профессиональный взгляд, чего сегодня не хватает таким небольшим городам как Пенза ?
– Если говорить в целом о городах страны, то всегда бросается в глаза, если у населенного пункта нет своей идентичности. Это особенно заметно, если какая-то часть города участвовала в типовом проекте. Например, в реконструкции набережной. Ты идешь гулять по набережной и понимаешь, что у тебя дежавю. Это уже пятый город, и одна и таже набережная. Мне очень сложно находиться в новых северных городах, которые застраивались по одному типовому проекту, где нет никакого культурного архитектурного слоя.
Когда ты идёшь по городу с историей, глаз цепляется за здания разной эпохи и стиля, и это приятно. Но у небольших промышленных городов совсем другая задача. А как мы знаем, архитектура – это про достаточно большие инвестиции. Ну и последнее – большинству небольших городов не хватает грамотной навигации.
– Я знаю, что в рамках фестиваля «Зодчество», куратором которого вы являетесь, молодые архитекторы составляют карты городов, в которых живут. Зачем это нужно?
– Да, они наносят на карты наиболее интересные и перспективные для посещения объекты. Причём не все касаются архитектуры или какой-то обязательной исторической составляющей. Постепенно эти карты будут выгружаться в Интернет, чтобы любой мог подчеркнуть для себя что-то интересное и увидеть город глазами местных жителей. Например, пензенцы, которые стали участниками фестиваля, создали сразу три абсолютно разных маршрута: карта общественных пространств, карта кофеен и карта хейта (это спорные объекты, которые одни считают удавшимися, а другие – портящими вид города).
ФИЛОСОФИЯ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДОВ
– Похоже, что вам не очень нравится современная городская застройка?
– Не совсем так. Она тоже может быть разной. Я, например, ехала из аэропорта Пензы в гостиницу и отметила для себя очень симпатичный квартал. Визуально он выглядел интересно. А вот что мне абсолютно не близко, так это точечная застройка. Она убивает логичные и естественные связи в городе. Еще мне не близка ситуация, когда мы теряем баланс между зелёными насаждениями и урбанистикой. Мне очень тяжело находиться в городах, где почти нет клумб и газонов. Я знаю много европейских городов, где это норма. А для нас, россиян, скверы и парки – это часть культурного кода.
– Какой город вы любите больше других? Назовите место, где комфортно и приятно находиться?
– Я считаю, что один из самых удобных городов для жизни – это Москва. И я его искренне люблю. Но в тоже время я трепетно отношусь к маленьким городкам. Мне близка их философия. Например, очень мною любимы Великие Луки.
У меня нет требований к городам, где мне было бы комфортно, скорее, у меня есть список требований к людям, которые в них живут. Первое и самое главное – это личная ответственность за территорию, на которой живёшь. Второе – безусловное стремление понять себя и свой культурный код, историю и принципы. Ну и третье – потребность вкладывать ресурсы в развитие своего сообщества.
– Как сегодня общество взаимодействует с архитекторами? Достаточно ли точек соприкосновения и поводов для взаимодействия?
– У регионов очень много социальных заказов к архитекторам. Часто субъекты не понимают, как реализовать те или иные запросы. Часто нет стартового капитала для каких-то идей. И этот социальный запрос становится возможностью для студентов и молодых архитекторов, которые могут работать над проектами под руководством опытных наставников.
– Приведите примеры.
– Интересным проектом является «Архитектурная экспедиция» и работа с Псковской областью. Мы со студентами МАРХИ взяли в работу шесть городов региона. У каждого были свои запросы. Главные цели, которые ставились перед нами, – создать комфортные условия дли жизни граждан и притягательную атмосферу для инвесторов.
Мы подготовили предложения по архитектурному образу, потенциальному экономическому профилю, функциональному использованию и объемно-планировочным решениям объектов с целью их перепрофилирования и восстановления. Работали с такими населенными пунктами как Псков, Порхов, Печоры, Гдов, Палкино, село Середка.
Это не готовые проекты, которые можно взять и воплотить в жизнь. Это идеи, с которыми можно прийти к проектировщикам и архитектором. Знаю, что Гдов наши материалы по восстановлению центральной части города, использовал в подготовке к своему юбилею. И подобным образом регионы могут работать с местными архитектурными вузами.
ЦЕННОСТЬ ПОДЛИННОЙ ИСТОРИИ
– Некоторые архитекторы отмечают, что молодые специалисты очень бережно относятся к исторической составляющей населенных пунктов. Что вы об этом думаете?
– Да, я замечаю такую тенденцию. Но бережное отношение к исторической архитектуре – это не то, что изначально заложено в архитекторе. Это то, что годами воспитывается и взращивается педагогами.
– Но, наверное, не везде одинаково?
– За всех говорить сложно. Для себя я отметила Нижний Новгород. В этом городе крайне бережно относятся к среде. Они стараются так развивать город, так создавать новые объекты, что ты просто их не замечаешь. Настолько они гармонично вливаются в то, что уже создано до тебя. У них есть явная потребность делать удобным и комфортным уже существующее место.
При этом тот же Псков был достаточно тяжёлым для работы. Там каждое здание – это ценный исторический объект, место, где много что сохранено.
О том, как правильно работать с историческим наследием, мы говорили в прошлом году в Самаре. У этой темы есть два мнения. Первое – нужно вернуть, как было, чтобы человек, осматривая здание, к примеру, понимал, что перед ним особняк XVII века. Второе мнение – четко выявить историческую часть, но сделать объект современным. То есть ты сохраняешь ценность подлинной истории.
Мне ближе вторая точка зрения. Считаю, что важно сохранять историческую память, воплощая ее в современных материалах и технологиях, транслируя ценности, которые всегда были и будут актуальными.