7 февраля 2018 Мнения
3710

Марта Пайгина: «Теннис – это спорт индивидуальностей»

Высокая, стройная, красивая – с такой внешностью Марта Пайгина могла бы сделать карьеру модели, но ее сердце вот уже тринадцать лет принадлежит теннису. Она впервые вышла на корт пятилетней девочкой и с тех пор прошла долгий путь от начинающей до самой успешной спортсменки в истории пензенского тенниса. В свои восемнадцать лет Марта – 310-я ракетка мира. Осенью минувшего года в Испании она одержала самую крупную на данный момент победу в карьере – выиграла турнир Sant Cugat с призовым фондом в 25 тысяч долларов.


Фото: из личного архива Марты Пайгиной.

- Марта, ты стала победительницей турнира, от поездки на который хотела отказаться. Расскажи, как так получилось?

- Я действительно могла не попасть в Испанию, причем по своей воле. До этого полтора месяца играла в Америке, и там мне не везло. Была заявлена на испанский старт, но буквально по дороге в аэропорт сказала тренеру, что не поеду – устала и хочу домой. В этот момент мне звонит мама и говорит: «Просто лети и попробуй. Сыграй, как сможешь». Я все-таки решила последовать ее совету, и мамино чутье не подвело, хотя турнир выдался очень тяжелым.

- В чем были сложности?

- Во-первых, было непросто войти в ритм из-за смены часовых поясов. Во-вторых, когда тянула жребий, сказалось то, что рука у меня не очень легкая – выбрала себе сложных соперниц. Все игры выдались трудными. Финальный матч проходил на центральном корте, на котором моя соперница регулярно тренировалась. Я понимала, что публика будет болеть за нее, поэтому очень сильно нервничала. Помню, когда вышла на корт, практически ходить не могла – настолько сильно переживала.

Первый сет проиграла, потом успокоилась и продолжила. После игры поняла, что даже не помню, как выиграла последний мяч, - спрашивала потом у тренера. Поверить не могла, что стала победительницей.

- Кто поздравил тебя первым?

- Позвонила, конечно, сначала маме, потом поговорила с папой, с бабушкой, братом. Сидела в кафе, а sms-сообщения просто градом сыпались. Целый вечер отвечала на них.

- Твой брат тоже успешный спортсмен. Родители хотели сделать из вас профессионалов?

- Да, изначально это их желание, хотя теннис стал скорее случайным выбором. Зият занимался хоккем, меня тоже требовалось чем-то увлечь. В «Рубине», где он тренировался, были корты, поэтому приняли решение отдать меня в теннис. В итоге мы с братом оба пошли по этой непростой дорожке.

Зият Пайгин – обладатель серебряной медали молодежного чемпионата мира по хоккею 2015 года в составе сборной России. Начинал заниматься в Пензе, выступал за клубы «Ак Барс», «Сочи», «Бейкерсфилд Кондорс» (АХЛ). С конца 2017 года играет за ярославский «Локомотив» в Континентальной хоккейной лиге.

- Профессиональный спорт требует титанических усилий, как в физическом, так и в моральном смысле. Ни разу не возникало желания все бросить?

- Не буду врать, такие мысли много раз приходили в голову. Такое, наверное, у каждого спортсмена бывает, особенно, когда проигрываешь. Морально бывало тяжело, много раз хотела закончить, но выходила снова на корт и понимала, что это моя жизнь. К тому же мне нравится выигрывать.

- В мае 2017 года ты ездила на юниорский «Roland Garros» во Францию. Какие впечатления остались от легендарного для любого теннисиста турнира?

- Это место с фантастической, особенной атмосферой. Ты видишь там всех звезд, с ними вместе обедаешь, разминаешься, играешь на одних кортах. Там даже воздух пропитан духом тенниса. Ощущения невероятные. И там у меня все пошло, как по маслу. Думаю, это настроение мне очень помогло.

Да, уступила в полуфинале, но так сложилось - сыграли роль семейные обстоятельства. В целом я была довольна этим турниром. Удалось обыграть очень сильных соперниц – против меня выходили первая, третья, пятая сеяные. Поставила перед собой цель обязательно вернуться туда, только уже на взрослый турнир.

«Уимблдон», безусловно, тоже особенное место, но там игра у меня сложилась не очень удачно. Получила травму, после которой восстанавливалась три месяца. Кстати, раньше не понимала, почему в рамках этого турнира теннисисты выходят играть только в белом. Когда побывала сама, ощутила, почему. Ты просто выходишь и понимаешь, что иначе нельзя, на эмоциональном уровне. Это трудно объяснить словами.

- Есть ли у тебя какие-то суеверия или ритуалы перед стартами?

- У меня полно заморочек. К примеру, если на турнире первый матч выиграла в определенной форме, то именно в ней потом и буду выходить на корт. И тренер тоже должен носить одну и ту же одежду. Еще всегда вожу с собой в качестве талисмана подарок брата, но что это, не могу сказать.

- Родители ездят с тобой на турниры?

- Сейчас уже нет. Следят за ходом игр онлайн, счет обновляется в режиме реального времени. Мама и папа, естественно, болеют, бабушка тоже один из главных моих фанатов. Они очень переживают за меня. И нервы сдают, и давление скачет, так что следят за игрой и таблетки пьют. Вообще очень многие мои родственники поддерживают. Тренер каждый день ругается: «Марта, сколько можно разговаривать по телефону?! У тебя язык от разговоров не устает?». Объясняю, что мне надо каждому позвонить, но иностранцам этого не понять. С братом разговариваю почти каждый день. Когда он играл в Америке, даже ночами ждала его звонка.

- Кто твои кумиры в теннисе?

- Мария Шарапова. Нравится, как она себя ведет на корте – не показывает эмоций и волнения.

- У профессиональных спортсменов практически нет свободного времени. Как проходит твой день?

- Времени на отдых действительно мало. У меня практически полноценный рабочий день. Он начинается в восемь часов утра, заканчивается около шести вечера. Ежедневно провожу на корте по пять-шесть часов, много времени уделяю физподготовке. Сейчас учусь заочно на тренера в ПГУ, сдаю сессии, когда приезжаю в Пензу.

Если выдается свободное время, читаю. В жанрах четких предпочтений нет – могу увлечься любым сюжетом, от классики до фэнтези. Конечно, трачу время на соцсети, куда же в наше время без этого.

- На личную жизнь время остается?

- Сейчас все мои мечты, надежды и планы связаны только со спортом. Хочу быть успешной в своем деле. В мою карьеру уже вложено много труда, усилий, времени, да и денег немало, теннис – спорт не из дешевых. Когда буду полностью обеспечивать себя сама, тогда и подумаю об этом.

- Говорят, что в женском туре не бывает дружбы. Это правда?

- Правда. Общаюсь с некоторыми спортсменками, но подруг действительно нет, даже среди соотечественниц. Мы все соперницы. Теннис – это все же спорт индивидуальностей.