16 сентября 2019 Мнения
3963

Кирилл Застрожный: «Ни перед кем выслуживаться мне не нужно»

Директор Пензенской картинной галереи – о зависимости от Твиттера, выставке Васи Ложкина, провокаторах в Интернете, ночных экскурсиях и отсутствии ностальгии.


Фото: penza.gallery.

Кирилл Застрожный всегда охотно общался с журналистами, пока был заместителем министра культуры Пензенской области. Став директором картинной галереи, своим привычкам не изменил; более того, два года назад дал пишущей братии еще один источник информационных поводов, заведя профиль в Твиттере. Причем сразу доказал, что готов активно использовать этот способ общения с «городом и миром». И пробовать другие пока не настроен.

- Хотя более молодые коллеги постоянно напоминают мне о том, что есть и Facebook, и Instagram, которые, по их словам, открывают больше возможностей, мне, как и Дональду Трампу, нравится Twitter. Конечно, подписчиков у меня не так много, но все-таки за два года их число уже достигло почти пяти тысяч. Считаю, это неплохой результат, хотя и понимаю, что очень значительная часть – что называется, «мертвые души». Зато несколько десятков человек смело могу назвать своими друзьями и коллегами.

- Судя по вашему профилю, вы из числа тех пользователей, которые готовы горячо реагировать на публикации, которые затрагивают важные для вас темы?

- Конечно! И раньше часто ввязывался в разного рода дискуссии на политические темы. Потом понял, что не имеет смысла попадаться на удочку политических провокаторов. Хотя мне это трудно, потому что я сознательный патриот России и не люблю, когда о нашей стране отзываются плохо. Поэтому частенько «выпускал пар» в комментариях. Постепенно пришло понимание, что свои эмоции лучше сдержать, потому что получается, что, горячась, я как раз делаю то, чего, собственно, от меня и хотят – подкидываю дровишек в топку. Поэтому, когда возникает стремление что-то резкое ответить, просто представляю себе этого человека, которому глубоко наплевать на мои ответы, на мои чувства – он сидит за компьютером и отрабатывает свое задание.

- Зависимость от Твиттера за два года появилась?

- Не буду скрывать – да. Каждый день просматриваю ленту новостей, размещаю публикации, делаю ретвиты, пишу комментарии. Радуюсь, когда получаю отклики по самым разным поводам. Например, мой твит, посвященный 95-летию отца, набрал больше тысячи просмотров. Это было и неожиданно, и приятно. Причем отмечу, что поступали комментарии в том числе от людей, которые папу, разумеется, не знали и не застали просто в силу своего возраста.

Иной раз бывают реплики, в которых «доброжелатели» стараются как-то задеть меня лично. Скажем, пишут, что я выслуживаюсь перед губернатором. Смешно! Мне в моем возрасте ни перед кем не надо выслуживаться, награды, звания и карьера меня не интересуют. Работая здесь, я все доказываю результатом. Например, год еще не кончился, а мы уже заработали три с половиной миллиона рублей, нас посетило более двухсот десяти тысяч человек. У нас тут интересная насыщенная жизнь, и то, что наши новости людей не оставляют равнодушными, и они идут в галерею, меня радует.

Помню, как разместил твит по поводу того, что нам предложили провести выставку работ Васи Ложкина. Отклики посыпались, как из рога изобилия, причем мнения высказывались диаметрально противоположные и взаимоисключающие. Кто-то утверждал, что это гений, кто-то предсказывал, что размещение этой экспозиции станет гибелью для картинной галереи. И мне эта активность очень понравилась. Потому что самое страшное – когда о нас вообще молчат.

- Кстати, выставка Ложкина будет в итоге?

- Скорее всего. На 95 процентов в этом уверен. Как и в том, что людей на нее придет много. Я вообще сторонник того, что в картинной галерее не должно быть безлюдно. Пусть здесь будет интересно самым разным посетителям – как говорится, и большим, и детям. Тем, кто много чего знает об искусстве, и кто не знает почти ничего. Всем им мы должны что-то предлагать. Да, понятно, что у нас не Эрмитаж и не Русский музей, да и Пенза – это не Москва или Питер, поэтому не приходится рассчитывать на очереди из тысяч человек. Но, тем не менее, в день бесплатного посещения в картинную галерею и Губернаторский дом в общей сложности пришло более двух тысяч человек.

- «Ночь искусств» тоже продолжает пользоваться популярностью?

- Да. Хотя, не стану лукавить, интерес немного упал. Зато теперь, если люди приходят, то приходят именно к нам в галерею и знают, для чего. При этом в работе с ними все равно надо искать что-то новое и интересное, и мы стараемся это делать. Поэтому сотрудничаем с «Театром на обочине», тем более что это наши соседи. Денис Санталов проводит свои мастер-классы. Из предложения министра родилась акция «Экскурсия с фонариком» - ее я провожу сам после наступления темноты и, честно признаться, думал, что она будет сугубо одноразовой. Но нет – традиция прижилась, и пару раз в месяц набирается около двадцати человек, которые хотят вот так походить вечером по залам. И это при том, что стоимость билета выше!

Директор картинной галереи, который после девяти вечера водит посетителей по залам, освещая экспонаты фонариком – ситуация довольно необычная. Впрочем, чего-то такого и ждешь именно от Застрожного с его неуемной энергией, которая еще и помножена на особое чувство к нынешнему месту работы:

- Честно говоря, пять лет назад, если бы мне рассказали, до какой степени сживусь с картинной галереей, я бы только скептически усмехнулся. Музейную сферу за годы работы в министерстве культуры никогда не ощущал как особенно близкую. Мне всегда были интереснее разного рода массовые события – когда участников много, когда много чего происходит… Но здесь вижу столько всего замечательного – и ощущаю себя частью этих событий. Хотя, признаюсь, ушло время на то, чтобы по-настоящему влиться в коллектив. Не секрет, что поначалу меня приняли настороженно, и знаю, что сотрудникам галереи звонили и сочувственно спрашивали: «Ну как вы там?...»

- Когда сейчас приходится появляться в министерстве культуры, ностальгические чувства не возникают?

- Нет. Абсолютно. В работе чиновника меня особенно утомляли последние годы, и больше всего тем, что приходилось проводить многие часы на всяческих совещаниях, конференциях и заседаниях, где прекрасно обошлись бы и без меня. А потом до ночи дома разгребать кипы документов, которые на следующий день порождали новые бумаги. Все это очень тяготило, в первую очередь – ощущением бессмысленности происходящего. А здесь всякий раз вижу результат. В том числе это касается финансовой стороны: сейчас за год наши подразделения зарабатывают пять миллионов, причем пятая часть приходится на Музей одной картины. Снова стал популярен Музей стекла и хрусталя в Никольске. К нам едут туристы из других регионов.

- Надо полагать, нынешним посетителям не запрещено фотографировать в залах?

- Разумеется. Много лет такой запрет действовал, но сейчас совершенно очевидно, что в этом нет никакого смысла. Единственная просьба – не снимать со вспышкой. А так – пусть люди запечатлевают и то, что им понравилось, и себя фотографируют в интерьерах картинной галереи.

- Кстати, в вашем Твиттере практически нет селфи.

- Потому что, честно признаюсь, мне не нравится, как я получаюсь на таких снимках. А вообще своим смартфоном с удовольствием пользуюсь как фотокамерой, но чаще всего снимаю природу и делюсь этим в Твиттере.

Автор текста: Дмитрий ИНЮШКИН