20 августа 2019 Мнения
1998

Михаил Кочмарев и Галия Курамшина: «Инженеров нужно воспитывать с детского сада»

Руководитель техноцентра школы №64 и директор ЦМИТа «Прогресс» о робототехнике для дошкольников и будущем российской инженерии.

В декабре прошлого года в Пензе открылся 18-й Центр молодежного инновационного творчества в регионе, позволивший области выйти на третье место в стране по количеству работающих ЦМИТов. Каждый из них помимо общей для всех концепции площадки для воплощения инновационных идей должен иметь еще и специализацию. «Прогресс», который работает на базе Техноцентра школы №64, выбрал робототехнику.

- Предварительно мы изучили множество направлений и поняли, что робототехника – это наше будущее, - рассказывает руководитель ЦМИТа Галия Курамшина. – Проанализировали опыт других регионов, где робототехника развивается лучше, чем у нас. Наборы в наших школах есть, но педагогов не так много. И потом, сейчас, занимаясь с ребятами, убедились, что начинать занятия в школе слишком поздно.

Во многих регионах выбрали другой путь - например, в Пермском крае. Там поняли, что у школьников обычно интересы так или иначе сформированы, и перепрофилировать ребят сложнее. Обратили внимание на детские сады, причем сделали это на уровне городской власти. Постепенное обучение робототехнике начинают с трех лет. Сейчас уже выросло первое поколение таких детей. Мы сталкивались с ними на всероссийских соревнованиях. Некоторые еще заканчивают школу или получают высшее образование, но это уже готовые инженеры. Не имея еще на руках диплома, а иногда и аттестата, они зарабатывают деньги. Сейчас на Западе именно инженер – самая высокооплачиваемая специальность, причем в самых разных отраслях – от медицины до космонавтики. У нас дети, с которыми начали заниматься 10-15 лет назад, когда в России только начинала развиваться робототехника в школах, сейчас пришли в «Сколково».

- С трудом верится, что азы робототехники могут постичь воспитанники детского сада.

- Никто не заставляет ребенка в этом возрасте собирать сложные конструкции и программировать. Просто можно играть с мишкой или куклой, а можно в том числе и с робототехническим конструктором. Ребенок изучает форму, текстуру, размер, что это соединяется, и из этого можно что-то построить, а если переборщишь, то все развалится. Если мама, папа, педагог в детсаду будут постоянно говорить: «Возьмем кубик красного цвета», то ребенок, даже не всегда умея точно выразить это, будет понимать, что такое кубик, и как выглядит красный цвет.

Когда к нам в группу семилеток впервые привели пятилетнего ребенка, это был скорее эксперимент. Оказалось, что пятилетние дети в два раза быстрее учатся, чем шестилетки, а те, в свою очередь, осваивают все в два раза быстрее, чем семилетние. Чем младше ребенок, тем менее ограничена его фантазия. Второклассники, например, могут сделать хорошую программу или повторить то, что видели у кого-то или в интернете, но придумать что-то свое тяжело. С детьми 5, 6, 7 лет у меня нет таких проблем. Они творят интереснейшие вещи.

- То есть хороший инженер в будущем – это фантазер в детстве?

- Это не ограниченный рамками человек. Если с детства загонять человека в рамки, то сложно ожидать от него полета конструкторской мысли, когда он придет на производство. Потому на занятиях мы детям даже инструкции стараемся не давать, только в редких случаях. Я учу их базе: «Вот шестеренка, вот балка, если их соединить, происходит вот это». Потом они сами придумывают, куда это можно применить. Могу показать, как собрать машинку, чтобы она была быстрая, а затем, – как переместить пару шестеренок, чтобы получился из нее внедорожник. Дальше я ребенка не ограничиваю, потому что это будущий инженер, и он должен думать. У таких детей не будет творческого кризиса в будущем, когда они придут на работу, причем неважно, на какую. Они с детства привыкнут искать и находить пути решения. На соревнованиях именно такие ребята добиваются успехов.

- Часто ли дети выезжают на соревнования?

- Поначалу в основном для того, чтобы показать им другой уровень. Ребята из других городов, тех же Перми или Новосибирска, показывают очень серьезные успехи, и нужно быть к этому готовыми. Но награды у наших воспитанников есть уже сейчас, и мы уверены, что в будущем их будет большее. Соревнования в робототехнике – крайне важная составляющая. Они не ради галочки и не ради грамот. Это реальный шанс на отличное образование и престижную работу.

Стоимость обучения по специальности «Робототехника» в хорошем вузе начинается от 300 тысяч за год. Но есть способ попасть туда бесплатно – выиграть на крупных соревнованиях или олимпиадах. Кроме того, победы на некоторых турнирах дают солидный плюс в баллах к ЕГЭ или возможность получить различные гранты. Соревнования часто посещают представители крупных компаний, которые «присматривают» себе кадры и даже заключают соглашения и оплачивают им учебу в вузе. Студент знает, что попадет на это предприятие, какие ему там нужны будут навыки, и он учится не ради диплома: он (или она) уже готовый работник.

- Как, на ваш взгляд, должна быть идеальная система работы с детьми, чтобы все вышеперечисленное стало не мечтой о светлом будущем, а реальностью?

- Мы уже ведем переговоры с городским управлением образования о том, чтобы организовать на базе нашего ЦМИТа обучение воспитателей и преподавателей в школы, поскольку являемся площадкой Российской ассоциации образовательной робототехники. После обучения у нас воспитатели – пусть даже по одному на садик – учат детей в дошкольных учреждениях в рамках дополнительных занятий, как сейчас есть танцы, вокал и прочее. На один садик нужно около пятидеясти тысяч, чтобы закупить необходимые наборы. Для дошкольников они простые, но и в них уже есть электронные компоненты. Дети понимают, что они могут не только сконструировать, но и заставить загореться лампочку или что-то подвигаться.

- Такой кружок в детском саду, наверняка, больше заинтересует родителей мальчиков.

- К нам на занятия и девочки ходят. На соревнованиях в основном ставим смешанные команды. У мальчиков идеи фонтаном, они хорошие конструкторы, но все это нужно правильно программировать, а в этом как раз хороши девочки. Они терпеливые, внимательные, сосредоточенные, последовательные.

- И потом, мы прекрасно понимаем, что далеко не все наши воспитанники в будущем будут инженерами, - присоединяется к разговору руководитель Техноцентра Михаил Кочмарев, который помогает школьникам создавать проекты на основе робототехники. – Занятия развивают в ребятах множество полезных качеств, которые в будущем пригодятся.

Дети учатся работать в команде, думать и самостоятельно находить решения поставленных задач. Для занятий нужно хорошо знать точные науки. Второклассники знают математику на уровне четвертого класса, пятилетки спокойно справляются с программой первоклассников. Есть еще один важный момент – заинтересовавшись, ребенок начинает добиваться успехов. И это открывает его с новой стороны даже для родителей.

Летом мы проводили интенсив для тех, кто согласился на наш трудный эксперимент – ежедневные пятичасовые занятия. Среди добровольцев был второклассник Влад, который поразил всех. За двадцать с небольшим часов сам собрал и запрограммировал сложнейшую «Фабрику спиннеров».

Даже мы были в шоке, хотя видели его на занятиях. Что уж говорить о родителях. Сначала пришел папа: «Мне Влад рассказал, а можно я сам посмотрю?». Он фотографировал, снимал видео. После обеда пришла мама, сказала, что ей позвонил муж и велел обязательно зайти. Сказать, что они были впечатлены, - ничего не сказать. Это важно, потому что ребенок добивается успеха не только с хорошим педагогом – в первую очередь в него должны верить и поддерживать самые близкие.

Сейчас у нас идет набор ребят на новый учебный год. Будем рады видеть на наших занятиях всех желающих начиная с пятилетнего возраста. Навыки, которые они здесь приобретают, сначала кажутся увлекательной игрой, а потом помогают разобраться, для чего нужны те или иные параграфы из школьных учебников. Большая часть знаний плохо усваивается, потому что ученики не понимают, как это правило или эта формула работает в реальной жизни, для чего она нужна, где может быть применена. Разобраться в этом помогают проекты, над которыми мы работаем. В школах сейчас к этому идут, но медленнее, чем хотелось бы. Занятия робототехникой в детском саду – это игра, в начальной школе – увлечение, в старших классах – проект. Хороший проект – это грант, который даст возможность применить свои знания в реальном мире.