24 марта 2025 Мнения
3975

Алексей Фомин: «Школьники больше не хотят быть юристами и экономистами»

В Пензенской области растет популярность среднего профессионального образования.


Фото: ПензаСМИ.

Гостем очередного «Делового завтрака» в редакции в РИА «ПензаСМИ» стал министр образования Пензенской области Алексей Фомин.

– Алексей Николаевич, вот уже несколько лет в Пензенской области работают образовательно-производственные кластеры в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Как они себя показали?

– Тут я вас немного поправлю. Несколько лет у нас работает один образовательно-производственный кластер – в 2022 году был создан аграрный кластер на базе Пензенского государственного аграрного университета, и в этом году будет первый выпуск. Два других кластера – педагогический и строительный – были открыты только в прошлом году.

Любой кластер – коллаборация нескольких акторов. Это образовательные организации – базовая и сетевые, а также социальные партнеры-работодатели – предприятия реального сектора экономики.

Основная задача кластера – изменить образовательную программу под запрос работодателя и подготовить высококвалифицированного специалиста с тем набором профессиональных компетенций, которые необходимы здесь и сейчас базовому работодателю. На момент создания аграрного кластера у него было 10 базовых социальных партнеров. Это достаточно серьезные компании, крупные агрохолдинги, хорошо известные как на региональном, так и на федеральном уровнях. Они участвуют в переформатировании образовательной программы с учетом своих запросов к будущим специалистам.

Таким образом, студент, приходя на производственную практику, уже подготовлен. Он понимает, где ему предстоит работать, с каким материалом, с какими технологиями. Так выстраивается индивидуальная образовательная траектория для каждого студента, где место учебной и производственной практики для ребят является местом работы.

В 2024 году, как я уже сказал выше, Пензенская область открыла еще два образовательно-производственных кластера – «Педагогика» и «Строительство». Партнерами строительного кластера являются крупнейшие застройщики и девелоперы нашего региона. И схема взаимодействия между образовательными организациями и социальными партнерами примерно такая же, как и в аграрном кластере.

В «Педагогике» коммерческой составляющей практически нет. Социальными партнерами являются отделы и управления образования муниципалитетов, школы и дошкольные образовательные организации. То есть в этот кластер набираются ребята, которые уже сегодня понимают, где будут в дальнейшем работать. И обучаются в соответствии с теми профессиональными компетенциями, которые необходимы тому или иному муниципалитету.

Отмечу один очень важный, на мой взгляд, момент, который подстегивает среднее профессиональное образование к развитию и участию в федеральном проекте «Профессионалитет». Это материально-техническая составляющая.

На создание трех кластеров было выделено 360 млн рублей – более чем значительные средства. Небольшая часть пошла на ремонт, а основная масса денег – на совершенствование материально-технической базы. И это не только новое оборудование, лаборатории, техника, но и интеллектуальный капитал – мастера производственного обучения повышают квалификацию в ведущих агломерациях страны, где развивают конкретные направления «Профессионалитета». Это «Сириус», «Сенеж» и так далее.

Если говорить про «Профессионалитет» в целом, данный проект родился в рамках национального проекта «Образование», который завершился в 2024 году. А сейчас это самостоятельный федеральный проект, реализация которого анонсирована до 2030 года.

В рамках «Профессионалитета» ежегодно разыгрываются гранты на создание новых кластеров. В частности, 12 марта этого года завершился прием заявок на создание кластеров в 2026 году. Пензенская область создала три заявки. Это машиностроение, информационные технологии и электроника.

Всего в России планируется создать 95 кластеров. Важно, что при принятии решения о выделении средств на создание кластера учитывается поддержка со стороны региона. Губернатор Пензенской области Олег Мельниченко поддержал все наши проекты. И это не просто слова, они подкреплены региональным бюджетом. Потому как каждый кластер предполагает софинансирование из бюджета субъекта РФ и от работодателей. В той выделенной на создание кластеров сумме, о которой мы говорили выше, есть и немалая бюджетная составляющая.

– Если говорить обо всей системе СПО Пензенской области, какой процент выпускников трудоустраивается после окончания учебы?

– В 2024 году обучение по программе среднего профессионального образования в Пензенской области завершили 7049 человек. Около 50 процентов выпускников трудоустроены и работают. Порядка 24 процентов ребят после выпуска призваны в ряды Вооруженных Сил России. 12 процентов продолжили обучение в вузах.

Следующая категория – люди, которые открыли ИП или оформили самозанятость – около 3 процентов. Часть выпускников – это молодые мамы, которые ушли в декрет. Их около 2 процентов.

Плюс – в каждой образовательной организации есть центры содействия трудоустройству и свои производственные внеучебные комплексы, где выполняются определенные работы, а студенты получают зарплату. Значительное количество молодых людей заняты там как во время учебы, так и после выпуска.

Таким образом, отвечая на ваш вопрос в целом, можно сказать, что около 70 процентов ребят трудоустроены еще во время учебы.

Подводя итог всем этим цифрам, скажу, что 75 человек из всего выпуска прошлого года пока не пристроены. Это некая «зона риска», но мы каждого знаем по фамилии и индивидуально сопровождаем. Это около 1 процента от количества выпускников. Вакансии в реальном секторе экономики на все специальности, которые мы выпускаем, есть. А с этими ребятами в каждом конкретном случае мы выясняем, почему человек на эту специальность не идет.

Сопровождение длится два года. В том числе, мы сопровождаем человека и после его возвращения из рядов Вооруженных Сил.

– Какая часть школьников после окончания 9 класса поступает в учреждения СПО, а какая часть идет в 10 класс?

– Мы ориентируемся на 50 процентов. Это порядка 6500 человек в год. В 2025 году контрольная цифра приема за счет бюджета Пензенской области в учебные заведения СПО – 6562 человека. Несколько лет назад эта цифра была гораздо ниже.

Здесь два фактора. Первый – растет запрос регионального рынка труда. Прежде всего, мы отталкиваемся от него. Есть запрос, мы формируем кадровый резерв, люди поступают к нам, проходят обучение и трудоустраиваются.

Второй фактор – популярность среднего образования в последние годы растет. Уходят стереотипы о том, что среднее образование – это плохо. Студенты с гордостью говорят: «Я – специалист среднего звена». Причем, на ряд специальностей конкурс у нас доходит до пяти человек на место. Это говорит о том, что ребенок (и его родители, что немаловажно) делают осознанный выбор, поступая в колледж.

Я считаю, за системой СПО – хорошее будущее. Уже в 18-19 лет молодые люди входят в производственную среду, становятся самостоятельными, получают хорошие зарплаты.

– Появляются новые специальности?

– Конечно. Во-первых, меняются образовательные стандарты. Есть специальности, которые становятся архаичными и выходят из перечня. Мы их ликвидируем и перестраиваемся под актуальный запрос работодателя, внедряем новые профессии и специальности. Разумеется, этому предшествует кропотливая работа совместно с базовыми партнерами, а также профориентационная работа. Потому что насмотренность, наслушанность у абитуриента должны быть.

Во-вторых, меняются стереотипы и приоритеты. Появляются профессии, не связанные с набившими оскомину юристами и экономистами. Молодежь уже не живет этими категориями. Гораздо более привлекательны, например, биотехнологии в строительстве. Создана специальность «Эксплуатация БПЛА» – востребованное направление, начиная с бытовой сферы, сельским хозяйством, геодезическими изысканиями и заканчивая военно-промышленным комплексом. Это популярная специальность. Ребята идут на нее с охотой.

– Как изменилась ситуация по набору в колледжи на технические специальности? Охотно ли идут ребята, или колледжи и техникумы все еще испытывают недобор?

– Прием у нас идет до ноября. Могу сказать, что каждая образовательная организация в системе СПО свой план по набору закрывает. Лукавить не буду – Пенза «закрывается» уже летом, причем по всем направлениям подготовки. Чем мы дальше уходим к периферии региона, тем медленнее идет набор, но план все равно выполняется. И это нормальная ситуация. Например, человек приехал поступать в Пензу, понял, что по конкурсу не пройдет, вернулся в свой район и нашел такую же специальность в местном колледже. Поэтому там позже закрывается набор.

– В последнее время много внимание уделяется профориентации школьников. Насколько это помогает детям определиться в выборе будущей профессии?

– Во всех школах страны в рамках нацпроекта реализуется проект «Билет в будущее». Стартовал он очень хорошо. Я счастлив – другого слова подобрать не могу, – что базовые работодатели поняли: воспитывать абитуриента необходимо со школьной скамьи – с шестого класса. Это именно тот возраст, когда ребенок осознанно начать задумываться о будущей профессии.

Сейчас во всех школах Пензенской области реализуется профминимум. У него три уровня. Базовый – с еженедельными классными часами, на которых школьникам рассказывают о профессиях. Основной – это когда у школы есть предприятие-партнер, и ребята имеют возможность узнавать о профессиях не только на классных часах, но и посещать предприятия. Немаловажный фактор, что в экскурсиях по предприятиям участвуют родители. В первую очередь, они влияют на выбор ребенка. Во время посещения производств у родителей ломаются стереотипы. Картина из их прошлого, когда в цехе на полу – по щиколотку мазута и стружки, исчезает. Они видят современные комфортные рабочие условия.

Третий уровень профминимума – продвинутый. Это когда в школе уже идет профессиональное обучение. Ребенок выбирает направление деятельности и к концу 11 класса получает специальность. По сути, в советское время так и было. И лучшее из той системы профориентации, конечно же, нужно возрождать.

Важную роль в профориентации играют предприятия. Например, у нас есть один застройщик, после посещения объектов которого все школьники в один голос говорят, что хотят стать каменщиками.

– На ваш взгляд, 6 класс – не рано для профориентационной работы?

– Уверен, что не рано. Более того, у нас есть профориентационные проекты, которые реализуются еще раньше. Это «Профдинастии», конкурс рисунков «Мир профессий начинается с семьи» и так далее. Мы видим эффект.

Подводя итог нашей беседе, еще раз хочу подчеркнуть, популярность среднего профессионального образования растет. Контингент обучающихся по программам СПО в Пензенской области за последние три года увеличился на 5,3 процента. Мы ориентируемся на региональный рынок труда. Главное – не выпускать детей «в никуда», иначе это уменьшит их самооценку и оценку отрасли. Каждую профессию и специальность рынок труда должен поглощать…