Андрей Ермолаев: «Лес не терпит бездумного подхода и погони за сиюминутной выгодой»
Гость редакции РИА «ПензаСМИ» рассказал, какие проблемы существуют в отрасли.
Фото: РИА ПензаСМИ.
Заместитель министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области Андрей Ермолаев стал гостем проекта «Деловой завтрак». Он ответил на вопросы о восстановлении и обновлении лесов, случившихся пожарах и кадровом голоде.
ЧТО УГРОЖАЕТ ЛЕСУ
– Андрей Николаевич, какую площадь занимают леса в регионе? В уходящем году эта цифра менялась?
– Площадь государственного лесного фонда на территории Пензенской области практически неизменна и составляет 965 тыс. га.
- Какие угрозы наиболее характерны для пензенских лесов? Представляют ли опасность насекомые-вредители или болезни?
- Согласно данным Центра защиты леса Пензенской области, очаги вредных насекомых на территории региона не зарегистрированы. Наиболее опасными болезнями лесных растений является корневая губка хвойных насаждений, различные виды трутовиков (ложный дубовый, осиновый).
ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ
- В сентябре этого года были сильные лесные пожары. В Пензе несколько дней стоял смог. Как вы оцениваете результаты борьбы с возгораниями?
– Начало пожароопасного сезона у нас прошло спокойно. Дожди помогали удерживать ситуацию под контролем. Во второй половине лета стояла засуха, и за полтора месяца осадков почти не было. В сентябре начался листопад, который осложнил обстановку.
Естественно, при высоких положительных температурах, наличии сухой растительности достаточно искры для возникновения беды. За сезон случилось три крупных пожара: в Большевьясском, Шемышейском и Сердобском лесничествах. Эти случаи дали наибольший прирост по площади лесных возгораний.
Большие пожары пришли с сопредельных территорий – с полей и населенных пунктов. Когда они заходят в лес, то идут широким фронтом. Удержать ситуацию после этого тяжело. Возгорание проще предотвратить на сельскохозяйственных землях, где легче применить технику. Если говорить про упомянутые пожары, то ведомства отреагировали вовремя.
В регионе за год случилось 64 лесных пожара, которые затронули площадь 1867 гектаров, что очень много. К счастью, ущерб небольшой. Огонь прошел в основном по лиственным насаждениям.
По большей части происходили беглые низовые пожары. В основном, огонь подобрал горючий материал из лесной подстилки. Местами пропалил ее до минерального слоя, то есть нарушил почвенный состав. Пострадали деревья, но произошла минерализация подстилки, что в перспективе полезно для лесных насаждений – плотные слой листьев мешает семенам растений попадать в землю.
ЛЕС ЦЕНИТ СИСТЕМНУЮ РАБОТУ
– Создание лесопожарного центра в регионе себя оправдало?
– Пожары 2010 года показали стране, что бросить ситуацию на самотек нельзя. К счастью, была создана организация, специализирующаяся на тушении лесных пожаров.
Мало кто понимает сегодня, что вести лесное хозяйство — значит, проводить системную, даже грандиозную работу. Подход к ней был государственным и научным, формировался еще с XIX века. Большое значение имеют работы ученых В. В. Докучаева, В. И. Вернадского, лесоводов Г.Ф. Морозова, Н. П. Анучина, М.М. Орлова. Все сходились во мнении, что нужно формировать комплексные предприятия, которые бы занимались сохранением, развитием, омоложением, переработкой леса.
Нужно ценить то, что создавали прежние поколения, учитывать их опыт. Большая часть лесов, которые вы видите вокруг Пензы, имеет искусственное происхождение, была посажена в 1930-х годах.
– Получается, лес – очень тонкая сфера деятельности?
– В лесном хозяйстве нужно намечать любые изменения за пять лет до их реализации. Должно быть планирование, потому что работаем с процессами, которые длятся не одно десятилетие. Чтобы вырастить хвойный лес, нужно сто лет. Лишь внуки увидят плоды нашего труда!
Предприятия, которые существуют в лесном хозяйстве, должны быть комплексными. К примеру, арендаторы лесных участков — это аналог бывших лесничеств и лесозаготовительных предприятий. Они должны объединяться в комплексные хозяйства. То есть заниматься заготовкой, восстановлением, всеми работами по лесным нормам.
ЧЕРНЫХ ЛЕСОРУБОВ ЛОВЯТ ИЗ КОСМОСА
– Как проходит борьба с незаконной рубкой?
– С начала года выявлено 40 незаконных рубок лесных насаждений общим объемом 189,7 кубометров. Для сравнения: за прошлый год выявлен 41 такой случай, незаконно заготовили 481 кубометр древесины. В два с половиной раза больше, чем в текущем. Такая динамика ощутима и в денежном выражении. Если в прошлом году черные лесорубы нанесли ущерб на 27 млн 92 тыс. 774 рубля, то в этом – всего на 17 млн 449 тыс. 535 рублей. 34 материала переданы в правоохранительные органы, возбуждено 26 уголовных дела. Три лица уже осуждены. Такой результат – следствие успешной совместной работы минлесхоза и полиции.
Планируем свести активность черных лесорубов к нулю. С 1 января 2025 года заработает Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (ФГИС ЛК). Рослесхоз реализует проект «Гонец», который является продолжением упомянутой системы. Спутники позволят в оперативном режиме отслеживать уничтожение насаждений.
В Перми есть положительный опыт такой работы – там создали региональную информационную систему «Умный лес». В программу загружают снимки, сделанные со спутников. Нейросеть помогает выявить изменения на угодьях. Программа также связана с камерами видеонаблюдения на дорогах. Данные об автомобилях, которые вывозят древесину, внесены в систему. Благодаря всему этому лесники ведут мониторинг природных богатств «от заготовки до переработки». С учетом крайней нехватки кадров это может быть полезным инструментом.
– Как происходит восстановление леса?
– Мы восстанавливаем леса в том же объёме, в котором вырубаем. Даже с небольшим перевесом. Делаем это как за счет бюджета, так и за счет средств коммерческих организаций. Арендаторы заинтересованы как в вырубке, так и в лесовосстановлении. Если они не будут вырубать расчётную лесосеку в полном объёме, то у нас получится, что леса будут стареть, умирать. И мы упустим тот момент, когда нужно было изъять древесину. Она потеряет свою техническую и иную ценность, станет просто субстратом.
Лес — это живой организм, он развивается по собственному сценарию. Если хотим ускорить процесс восстановления, то нужно входить в лес с умом и бережно. Не нужно перечить природе, а важно помогать ей восстанавливаться.
НУЖНЫ КАДРЫ
– Арендаторы лесных участков показали себя хорошо?
– Недочеты есть, но в целом они справляются. В регионе порядка 25 арендаторов лесных участков, в сфере заготовки древесины. За уходящий год предприниматели выполнили лесовосстановление на площади 835 га, что составляет 113 процентов от годового плана, причем посадка лесных культур проведена на площади 310 га, что больше годового плана на 54 процента.
Однако в рамках профилактического воздействия за истекший период 2024 года этим субъектам коммерческой деятельности было объявлено 17 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в связи с наличием в деятельности некоторых арендаторов лесных участков, признаков нарушений обязательных требований.
Чаще всего это нарушения, допущенные при проведении арендаторами заготовки древесины. В их числе: несвоевременное проведение очистки лесосеки от порубочных остатков, проведение лесозаготовительных работ с нарушением правил пожарной безопасности в лесах и т.д.
– А как в целом обстоит ситуация с кадрами в лесной отрасли?
– Ситуация с привлечением работников напряженная. Средний возраст лесников – 58 лет. В министерстве и подведомственных учреждениях открыто более 70 вакансий. Наши зарплаты пока не являются конкурентными на рынке. Молодые люди предпочитают идти в сельское хозяйство, где сейчас достойно платят.
– Как быть в этой ситуации?
– Еще сохраняется потенциал выстроенной ранее системы. Пензенский лесной колледж остается кузницей кадров для отрасли. Действуют 25 школьных лесничеств, в работе которых принимают участие 464 юных лесоводов. В этом году они высадили более восьми тыс. сеянцев и саженцев древесно-кустарниковых пород на площади 6,5 тыс. га.
Ребята помогали нам во всероссийских акциях «Международный день леса», «Сад Победы», «Сохраним лес». Такие школьные структуры – потенциальная кадровая база для нас. Школьные лесничества способствуют профессиональному самоопределению школьников, поскольку ребята изучают азы лесоводства, получают довольно глубокие знание о лесе: сажают деревья, ухаживают и защищают их.
Число таких объединений можно увеличить. Возможность привлекать кадры есть, но нужно обеспечить им хорошую зарплату.