27 июня 2024 Важно
244

В Пензе предложили вернуть в школы учебно-производственные комбинаты

В областном центре обсудили проблему нехватки кадров на промышленных предприятиях.


Фото: ПензаСМИ.

В России происходит масштабное восстановление промышленных производств. В связи с этим экономика остро нуждается в рабочих и специалистах технической направленности. Эту проблему обсудили участники заседания Общественного совета при министерстве экономического развития и промышленности Пензенской области в четверг, 27 июня.

«По нашим данным, кадровая потребность на промышленных предприятиях Пензенской области составляет порядка двух тысяч человек. Порядка одной тысячи человек необходимо для отраслей оборонно-промышленного комплекса. Это токари, слесари, монтажники, регулировщики радиоэлектронной аппаратуры и приборов и т.д.», – рассказал начальник управления промышленности регионального минэкономразвития Алексей Самсонов.

Сейчас важно поднимать престиж рабочих профессий. Эксперты обсудили шаги, которые уже делаются для решения проблемы, и высказали мнение о том, как их можно расширить.

Участники встречи сошлись во мнении, что одним из способов популяризации рабочих профессий могло бы стать возрождение межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК). Они появились еще при советском союзе в середине 70-х. УПК были созданы для ознакомления учащихся с трудовым процессом на различных предприятиях. Они готовили подростков к сознательному выбору профессии, обучали первым навыкам выбранного направления. Люди, которые застали УПК, вспоминают эту дисциплину, как одну из самых полезных.

Директор пензенского филиала Финансового университета при правительстве РФ Владимир Бондаренко привел в пример собственную историю.

«Я был школьником, и мы должны были получать рабочую профессию в рамках УПК. Я выбрал специальность слесаря. Она пригождалась мне в жизни много раз и дала понять, что мне ближе технические специальности», – рассказал он.

Участники встречи приняли решение подготовить обращение к региональному министерству образования с предложением вернуть данную практику в школы.

Что же еще делается в регионе, чтобы повысить престиж рабочих специальностей? Первое – дважды в год в области проводится акция «Неделя без турникетов» (6+). Это экскурсии для студентов и старшеклассников по местным предприятиям. Такое знакомство дает прекрасную возможность для подрастающего поколения увидеть работу заводов, фабрик и других предприятий, на которых они могут в будущем работать. В этом году в акции приняли участие более 11 тысяч человек.

Второе – поднять популярность и престиж рабочих специальностей позволяют всевозможные профессиональные состязания, среди которых – конкурс «Лучший по профессии». Каждый год эксперты определяют специалистов, которые доказывают свое мастерство в теории и на практике. Кстати, этот конкурс зародился в нашем регионе, и успешный опыт распространили на всю Россию. Что важно, в этих конкурсах все чаще принимают участие студенты последних курсов колледжей и занимают призовые места. Например, в конкурсе «Лучшая швея».

В августе этого года Пензенская область примет федеральный этап профсостязания в номинации «Лучший токарь».

«Я не устаю говорить, что в нынешней реальности рабочие кадры – это вторая нефть. И те предприятия, которые видят перспективы в развитии промышленности, понимают, что необходимо самостоятельно готовить кадры», – уверен Алексей Самсонов.

В нынешних реалиях бизнес как никто другой заинтересован в решении проблемы с кадрами и предпринимает усилия для ее преодоления. Крупные промышленные компании в партнерстве с вузами и ссузами уже запустили целый ряд просветительских и образовательных программ. Они занимаются модернизацией материальной базы организаций профобразования. На этой неделе в IT-колледже, например, отрыта учебная лаборатория, где будут готовить специалистов информационных и противодронных технологий. По сути, предприятия растят свой будущий персонал.

Решить проблему с обучением будущих специалистов призван и федеральный проект «Профессионалитет», который реализуется в России с 2022 года. Его задача – подготовить кадры под реальные нужды конкретных работодателей из технологических отраслей. В масштабах всей страны развивается партнерство государства, вузов, ссузов и бизнеса по подготовке «синих воротничков».

В Пензенской области первым к проекту подключился сельскохозяйственный кластер. С 1 сентября откроются еще два: строительный и педагогический.

Как говорят эксперты, главное в «Профессионалитете» – практикоориентированный подход: оплачиваемые стажировки в компаниях с последующим трудоустройством, стипендиальные программы, целевые договоры со студентами и т.д.