Алексей Бабаянц: «С ребенком нужно разговаривать, как со взрослым»
Представитель гуманной педагогики дал рекомендации пензенским родителям.
Фото: РИА ПензаСМИ.
Пензу посетил известный практикующий психолог, кандидат педагогических наук Алексей Бабаянц, которого называют «рыцарем гуманной педагогики». Он является учеником основателя данного направления Шалвы Амонашвили. Ученый выступил с отрытой лекцией «Счастливые родители – счастливые дети».
«ЕСТЬ ДВА ВИДА ПЕДАГОГИКИ»
Знаменитый гость предложил пензенцам побеседовать о месте человека в этом мире. На взгляд спикера, каждый живущий является частью Вселенной, поэтому на всех действуют ее законы. Сегодня необходимо жить, учитывая их.
«Считается, что для достижения успеха нужно человека, в том числе школьника, принуждать, заставлять. Вся цивилизация оказалась заложником той идеи, что в погоне за успешностью и результатом все средства хороши. Отсюда вырастают две абсолютно разные педагогики. Согласно первой, обычной, цели и ценности, которые есть у кого-то, оправдывают любые средства их достижения», – сказал спикер.
Например, родитель хочет, чтобы ребенок учился хорошо. Все средства отец и мать вроде испробовали. Осталось только заставить. Однако это аукнется потом. Кроме того, действовать в раздражении при воспитании детей не рекомендуется. Алексей Бабаян уверен, что «мироздание воспринимает раздражение как уходящую любовь».
В форме непринужденной беседы спикер высказал основные идеи гуманной педагогики. По его словам, есть четыре базовые потребности: свобода, благополучие, счастье, здоровье. К ним нужно идти только за счет себя, а не за счет другого. Иначе говоря, добиваться успеха своим трудом. Это касается и отношений с ребенком. Иначе возникнет перекос системы, одним из видов которой является семья.
ВОСПИТЫВАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО В ЛЮБВИ
Он призвал не общаться с ребенком, воздействуя на него через чувство вины. Педагог уверен, что такие манипуляции «омертвляют» живую систему семьи.
Выступление «рыцаря гуманной педагогики» было вдохновляющим. Он поделился мыслями, которые записал по дороге в Пензу. Ниже приведены некоторые из них.
«Духовность – светское понятие и базируется на четырех принципах: вера, надежда, любовь, мудрость».
«Духовность в семье – это пошутить раньше, чем обидеться».
«Правдивый человек – тот, кто в отношении с другими людьми утверждает человеческое достоинство».
«Общаться с детьми нужно, не сомневаясь, что доброта и честность – это главное».
«Идти к ребенку нужно только с любовью. Сначала напитайся этой любви через книги, молитву, посещение природы, а потом – иди!»
«Лучшая защита для человека – уважение других людей».
«Ребенок никогда не воспринимает цели, он воспринимает средства!»
«С детьми сложно жить по правде, всегда есть соблазн навязать свою волю».
ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА РАЗВИВАЕТСЯ
Корреспондент РИА «ПензаСМИ» пообщался с гостем и задал ему несколько вопросов. Журналист поинтересовался, почему многие дети сегодня не воспринимают, что им говорят родители, учителя. Попросил дать совет близким таких ребят.
«Ребенок не слышит, что ему говорят, потому что его душа стала нечувствительной. Это происходит, когда на человека посягают, когда затрудняют его жизнь во имя высокой цели. Человеческое в человеке – это самое важное. Когда мы живем не по правде, возникают трудности. А жить по правде – это каждую секунду утверждать достоинство этого человека. Для этого существуют простые фразы: «Ты – хороший, твой поступок случаен. Я верю, что ты много хорошего сделаешь для мира и людей», – считает педагог.
По словам собеседника, человек не меняется через претензию, ругань. Изменения происходят от любви, утверждения его достоинства и чистоты. А если ребенка одаривали, когда получал «пятерки» или чего-то лишали за «двойки», то человек перестает верить, что любовь и совесть правят миром. Он начинает думать, что кто сильнее, тот и прав, а потом и живет так.
По словам гостя, гуманная педагогика сегодня развивается во всем мире, поскольку она востребована.
«Гуманный педагог – не тот, кто гладит человека по головке. Это учение, сутью которого является планетарный взгляд на мир, понимание того, как все устроено. Такой человек не посягает на законы мироздания, поскольку понимает, что они возникли до него».
На вопрос, совместим ли такой подход с массовой школой, известный эксперт уверенно заявил, что такая методика вполне жизнеспособна в обычных учреждениях образования.
«Это возможно, если приходящий к детям обновляет свое педагогическое сознание», – подытожил Алексей Бабаянц.
Напомним, пензенским родителям рассказали, как помочь ребенку выбрать професссию.