29 ноября 2023 Мнения
6273

Придется ли владельцам магазинов и ресторанов менять вывески?

Журналисты РИА «ПензаСМИ» узнали мнения жителей и экспертов о новой законодательной инициативе.


Фото: ПензаСМИ.

В Госдуму внесли проект закона, который направлен на защиту русского языка. Если документ примут, то предпринимателям, скорее всего, придется менять вывески, объявления, в которых есть иностранные слова.

Дело в том, что закон о защите прав потребителей намерены дополнить фразой: «информация, предназначенная для публичного ознакомления потребителей, должна быть выполнена на русском языке…» По своему усмотрению продавцы могут лишь дополнить ее сообщением на государственных языках республик РФ, иностранных языках.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что он должен оградить жителей от агрессивного использования иностранных слов в вывесках, надписях, объявлениях о проводимых акциях, распродажах и скидках. Народных избранников беспокоит засилье иностранной лексики на рекламных щитах, магазинных вывесках и даже в названиях новых жилых кварталов.

Это очередная попытка снизить напор иностранной лексики, которая как минимум пару десятилетий оказывает давление на умы российских граждан. В феврале президент России Владимир Путин подписал указ, который закрепил требование использовать строго русский язык в образовательной среде, государственных и муниципальных информационных системах. Впрочем, пока не появились нормативные словари, которые будут маркировать конкретные слова. Их должны создать к 2025 году, тогда и начнется основной этап реформы.

РИА «ПензаСМИ» провело опрос в своей официальной группе в соцсети «ВКонтакте». У подписчиков журналисты спросили, нужен ли запрет на использование англицизмов в вывесках и рекламных надписях. Подавляющее большинство – почти 42% – высказалось в поддержку инициативы. Против – 13,79%. Также есть мнение, что запретами нельзя ничего добиться. Так считают 24,14%. 13,79% уверены, что борьба с англицизмами вообще не имеет смысла. 6,9% сказали «Не знаю».

Поднять авторитет русского языка

У законодательной инициативы среди пензенцев хватает как сторонников, так и противников. И это понятно – более 20 лет английский язык считался проводником к лучшей жизни. Соответственно, обилие иностранных вывесок уже стало привычным. Да и многие слова прижились. Кроме того, в русской лексике для значительного числа понятий нет эквивалентов. Это особенно характерно для бизнеса или IT-сферы. Например, можно сказать "обновление" вместо «апгрейд» или «программа» вместо «софт». А вот яркое словечко «копипастить» перевести сложно, хотя большинство пользователей ПК поймет, о чем речь.

«Одними запретами ничего не решить. Иностранные слова эксплуатировались издревле, во времена Пушкина уж точно. Нужно поднимать ценность и авторитет родного языка. А разные запреты дают обратный эффект и вообще в информационное время они бессмысленны», – считает поэт, фотограф Марина Герасимова.

Старшее поколение оказалось более категорично. Художник по дереву Валерий Горбатов поддерживает возможный запрет англицизмов в рекламе.

«Правильная и своевременная идея. Считаю, что все вывески должны быть на великом и могучем», – сказал он.

Мнение эксперта

С читателями РИА «ПензаСМИ» поделилась мнением старший преподаватель кафедры «Русский язык и методика его преподавания» Пензенского госуниверситета Людмила Гурьянова.

Она считает, что инициатива депутатов заслуживает внимания, но внедрить новшество будет сложно, поскольку нужно провести огромную работу. Во-первых, понадобится экспертная комиссия, которая определит те заимствованные слова, которые уже прижились в нашем языке, и слова, которые нежелательны для массового использования.

«Порой можно найти соответствия названиям магазинов или ресторанов, но не всегда. Запретить можно все, что угодно, но неизвестно, с чем останемся. Во-вторых, если переводить названия брендов на русский, то это будет выглядеть смешно. Однако более вдумчивый подход к использованию вывесок, торговой информации, безусловно, необходим», – уверена Людмила Гурьянова.

Будет принят закон или нет, ясно одно – пора всерьез заняться формированием патриотичного общественного пространства. И это возможно сделать даже на местном уровне, без принятия федеральных законов. Например, по требованию городских властей в Рыбинске все вывески оформили в стиле надписей начала XX века, чтобы создать атмосферу старого купеческого города.

Читайте также: Главную елку Пензы украсят абашевской игрушкой